Блок заданий для группы по средам.
Дано: Три занятия с моделью, тушь, кисти, перья.
Задача: Научиться пользоваться и узнать новое.
О рисовании тушью в том или ином контексте я рассказывал здесь многократно: о чёрном и белом, о масштабе инструмента, о рисовании на пленэре, о рисовании модели. Собственно это один из моих любимых материалов, и я уверен, что владение тушью необходимо для графика, ведь это работа с основами в чистом виде — линия и пятно, соотношение чёрного с белым, роль полутона, фактура — и всё в одном материале.
Тушь — это краска на основе сажи. Качественная тушь в неразбавленном водой виде имеет глубокий чёрный, совершенно непроницаемый тон, после высыхания на бумаге получается ровная матовая поверхность без разводов. При разбавлении водой можно получить любой полутон. Тушь используют для рисования кистями и перьями — в основном металлическими и тростниковыми. Важный аспект для рисования тушью — выбор бумаги. Для работы перьями лучше использовать плотную гладкую бумагу, например — ватман или мелованную разной степени глянцевости. Для работы кистью подойдёт толстая бумага, равномерно впитывающая жидкость — акварельная, рисовая, бумага ручного литья. От выбора бумаги во многом зависит результат.
Мы изучили несколько приёмов работы тушью.
1. Линейный рисунок.
Он выполняется кистью, металлическим или тросниковым пером, заточенной палочкой, черенком кисти, зубочисткой — вариантов масса. От выбора инструмента зависит характер рисунка — кисть, в зависимости от нажима, даёт большой диапазон толщины линии, металлическое перо позволяет делать относительно стабильную по толщине линию, но более живую, чем, к примеру, у ручки. Все остальные инструменты имеют ярко выраженный индивидуальный характер, одно тростниковое перо не будет рисовать точно так же, как другое (подробнее об этом здесь и здесь), каждый автор находит и настраивает инструмент под себя.
Перед группой стояла задача рисовать по возможности без исправлений.
Ася:
Аня:
Вика:
Валя:
Даша:
Полина:
2. Рисование полутоном и линией.
Этот способ основан на балансе между пятном и линией, они не должны повторять друг друга. Не нужно обводить нарисованное кистью перьевой линией или наоборот — раскрашивать замкнутый контр. Рисунок получается воздушным и живым, когда линия и пятно помогают друг другу проявить фигуру. Обычно в такой ситуации пятно отвечает за большие массы, а линия за необходимые детали.
Вика:
Валя:
Даша:
Наталья:
3. Сухая кисть.
Способ заключается в том, что перед тем, как наносить тушь на бумагу, кисть вытирают до полусухого или сухого состояния. Вытирать можно тряпкой, салфеткой или об бумагу. Чем больше туши осталось после этого в кисти — тем более грубая и непредсказуемая получится фактура. Почти сухая кисть позволяет рисовать форму светло-серым тоном, чем больше проходов по одному месту — тем плотнее получается поверхность — как и в штриховке карандашом. Для этих целей лучше всего подходят кисти из щетины, она достаточно жёсткая и медленно стирается. Колонок и синтетика тоже подойдут, но есть риск испортить хоршую кисть.
Аня:
Валя:
Даша:
4. Рисование чёрной тушью.
Это, пожалуй, самый сложный и самый полезный из всех способов. Работа только чёрной тушью и белой бумагой требует от автора особого внимания к форме пятен, их границам (подробнее об этом здесь).
Рисовали по двум принципам — либо малое чёреное в большом белом, либо малое белое в чёрном. В первом случае разговор скорее о знаке на листе, во втором — о свете и тени. Все рисунки исполнялись без разметки, сразу кистью.
Валя:
Другая Даша:
Наталья:
Полина:
О туши в Музее рисунка.
Предыдущий рассказ о блоке вообще и мягких материалах.