Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
kruzhokskorogorisunka.ru

Category:

Как прошло экскурсионно-рисовальное мероприятие в Третьяковской галерее



Прошло очень хорошо.
Мероприятие заняло пять с половиной часов и было очень насыщенным. Местами даже слишком, пожалуй.


Как и было обещано, событие состояло из трёх этапов — осмотр части экспозиции ГТГ в Лаврушинском переулке, части экспозиции ГТГ на Крымском валу и прогулка-экскурсия между двумя зданиями. Группа состояла из девяти человек.

Процесс осмотра экспозиции был построен таким образом — сотрудник Третьяковской галереи Мария рассказывала нам о ключевых произведениях коллекции, об истории их создания и художниках. Моя же роль заключалась в том, чтобы рассказать о другой стороне избранных произведений — композиционно-технической. Так участники мероприятия получали более полное представление о процессе создания произведения, задумке автора и художественной «кухне».

Для более глубокого погружения в тему я давал участникам быстрые рисовальные задания, минут на десять. Они заключались в том, чтобы как можно более точно и узнаваемо изобразить произведение, не рисуя ничего конкретного, только большими массами, контрастами, фактурами. Смысл задания в том, что оно переводит фокус нашего внимания с фигуратива, который обычно сразу бросается в глаза, на саму суть произведения, его композиционную структуру. Видя и понимая эти вещи, посетитель получит от любой выставки гораздо больше, чем просто просто прочитав аннотации. В экспозиции галереи в Лаврушинском переулке мы разобрали картину Александра Иванова «Явление Христа народу» и картину Исаака Левитана «Над вечным покоем».





В экспозиции галереи на Крымском валу рисовали макет памятника III Интернационалу Владимира Татлина, один из трёх натюрмортов Александра Куприна на выбор и картину Роберта Фалька «Красная мебель».







На прогулке между зданиями галереи Мария рассказала нам о местах, связанных с семьёй Третьяковых и близких им людей — меценатов и художников.







В конце мероприятия мы традиционно устроили просмотр с обсуждением работ.



Вот некоторые из рисунков участников:

























Даша:

«Все прошло очень замечательно, динамично и в целом оставило впечатление продуктивно проведенного времени. Одно дело, когда композиционные приемы обсуждаются абстрактно и совсем другое, когда имеешь дело с конкретными примерами, в которых нужно покопаться и попытаться понять с точки зрения некоторого контекста. Что лично мне помешало: слишком много нужной и ненужной информации слишком большого объема для формата одной экскурсии. Было бы здорово, если бы были сделаны акценты на чем-то одном, например, на композиции, раз уж мы занимались практически этим, в контексте разных эпох. А так получился небольшой винегрет из истории искусств вообще, галереи в частности, окрестных построек и их жильцов, мировых шедевров и дождя. Это все само по себе очень интересно и не лишнее услышать еще по 100 раз, но объем восприятия и кратковременной памяти увы ограничен. Это касается в основном информационной части, порисовать композиционные эскизы напротив, хотелось еще, потому что я для себя обнаружила многие вещи, о которых раньше не думала, или думала по-другому, именно через эту практику. Возможно, мое мнение тенденциозно, т.к. я не люблю просто узнавать все про все, мне интереснее поглубже позаниматься чем-то определенным.
И в любом случае, я считаю, что это был очень щедрый подарок и от галереи и от ведущих, я бы поучаствовала с удовольствием еще в подобных мероприятиях.
И неизбежное, спасибо вам всем большое»


И ещё одна Даша:

«Действо началось в Третьяковской галерее в Лаврушинском. Искусствовед Маша рассказывала истории и интересные факты о картинах и художниках, о Третьяковской галерее. Дима подготовил для нас две рисовальные остановки, где мы разбирали композицию в "Явлении Христа народу" Иванова и в "Над вечным покоем" Левитана. Выполнение задания сопровождалось Димиными комментариями и советами, как увидеть структуру картины, ее композицию, когда все такое реалистичное и красивое и подталкивает на разглядывание деталей и утопание в них.
Далее мы прогулялись от Третьяковки в Лаврушинском к Третьяковке на Крымском валу по весьма себе уютному маршруту (я такого не знала), и как-то внезапно оказались в парке Музеон. Маша рассказала про прежних владельцев особняков и фабрик на нашем маршруте.
Мы оказались в Третьяковке на Крымском валу и начали с рисовального действа, и сразу с непростого. Требовалось быстро изобразить структуру (то есть самую суть) Татлинской башни с разных сторон, не углубляясь в детали. Далее в промежутках между Машиными историями мы сделали остановки у Куприна и Фалька. Я не предполагала, что некоторые картины написаны с использованием бумажных букетов цветов (вот это поворот).

Как обычно это делается в кружке скорого рисунка, в конце мероприятия всеобщий просмотр и комментарии от Димы. Очень полезная штука, где оцениваешь, как все прошло, что получилось, что нет, и таким образом впечатление от мероприятия делается завершенным и цельным.

Занятие закончилось. К своему удивлению я обнаружила, что познавательно-рисовальное мероприятие продлилось 6 часов. Усталость чувствовалась, но приятная)

Улучшения. Поскольку мы ходили по шумной дождливой Москве, то улучшить бы хотелось слышимость того, что рассказывала Маша. Например, микрофон (у рассказывающего) и наушники (у слушающих) спасли бы ситуацию, однозначно.

большое спасибо организаторам, теперь в музей только с таким подходом! очень полезный подход, позволяет немного понять "а как это они делают?"».




Маршруты, по котороым мы ходили:
По экспозиции галереи в Лаврушинсом.
Прогулка между зданиями галереи.
По экспозиции галереи на Крымском.

Репортаж на сайте Третьяковской галереи.

Это не последнее совместное мероприятие в этом году — в конце лета ожидается велопленэр. Следите за анонсами.
Tags: Третьяковская галерея, композиция, репортаж, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments