Прошло очень хорошо.
Мероприятие заняло пять с половиной часов и было очень насыщенным. Местами даже слишком, пожалуй.
Как и было обещано, событие состояло из трёх этапов — осмотр части экспозиции ГТГ в Лаврушинском переулке, части экспозиции ГТГ на Крымском валу и прогулка-экскурсия между двумя зданиями. Группа состояла из девяти человек.
Процесс осмотра экспозиции был построен таким образом — сотрудник Третьяковской галереи Мария рассказывала нам о ключевых произведениях коллекции, об истории их создания и художниках. Моя же роль заключалась в том, чтобы рассказать о другой стороне избранных произведений — композиционно-технической. Так участники мероприятия получали более полное представление о процессе создания произведения, задумке автора и художественной «кухне».
Для более глубокого погружения в тему я давал участникам быстрые рисовальные задания, минут на десять. Они заключались в том, чтобы как можно более точно и узнаваемо изобразить произведение, не рисуя ничего конкретного, только большими массами, контрастами, фактурами. Смысл задания в том, что оно переводит фокус нашего внимания с фигуратива, который обычно сразу бросается в глаза, на саму суть произведения, его композиционную структуру. Видя и понимая эти вещи, посетитель получит от любой выставки гораздо больше, чем просто просто прочитав аннотации. В экспозиции галереи в Лаврушинском переулке мы разобрали картину Александра Иванова «Явление Христа народу» и картину Исаака Левитана «Над вечным покоем».
В экспозиции галереи на Крымском валу рисовали макет памятника III Интернационалу Владимира Татлина, один из трёх натюрмортов Александра Куприна на выбор и картину Роберта Фалька «Красная мебель».
На прогулке между зданиями галереи Мария рассказала нам о местах, связанных с семьёй Третьяковых и близких им людей — меценатов и художников.
В конце мероприятия мы традиционно устроили просмотр с обсуждением работ.
Вот некоторые из рисунков участников:
Даша:
«Все прошло очень замечательно, динамично и в целом оставило впечатление продуктивно проведенного времени. Одно дело, когда композиционные приемы обсуждаются абстрактно и совсем другое, когда имеешь дело с конкретными примерами, в которых нужно покопаться и попытаться понять с точки зрения некоторого контекста. Что лично мне помешало: слишком много нужной и ненужной информации слишком большого объема для формата одной экскурсии. Было бы здорово, если бы были сделаны акценты на чем-то одном, например, на композиции, раз уж мы занимались практически этим, в контексте разных эпох. А так получился небольшой винегрет из истории искусств вообще, галереи в частности, окрестных построек и их жильцов, мировых шедевров и дождя. Это все само по себе очень интересно и не лишнее услышать еще по 100 раз, но объем восприятия и кратковременной памяти увы ограничен. Это касается в основном информационной части, порисовать композиционные эскизы напротив, хотелось еще, потому что я для себя обнаружила многие вещи, о которых раньше не думала, или думала по-другому, именно через эту практику. Возможно, мое мнение тенденциозно, т.к. я не люблю просто узнавать все про все, мне интереснее поглубже позаниматься чем-то определенным.
И в любом случае, я считаю, что это был очень щедрый подарок и от галереи и от ведущих, я бы поучаствовала с удовольствием еще в подобных мероприятиях.
И неизбежное, спасибо вам всем большое»
И ещё одна Даша:
«Действо началось в Третьяковской галерее в Лаврушинском. Искусствовед Маша рассказывала истории и интересные факты о картинах и художниках, о Третьяковской галерее. Дима подготовил для нас две рисовальные остановки, где мы разбирали композицию в "Явлении Христа народу" Иванова и в "Над вечным покоем" Левитана. Выполнение задания сопровождалось Димиными комментариями и советами, как увидеть структуру картины, ее композицию, когда все такое реалистичное и красивое и подталкивает на разглядывание деталей и утопание в них.
Далее мы прогулялись от Третьяковки в Лаврушинском к Третьяковке на Крымском валу по весьма себе уютному маршруту (я такого не знала), и как-то внезапно оказались в парке Музеон. Маша рассказала про прежних владельцев особняков и фабрик на нашем маршруте.
Мы оказались в Третьяковке на Крымском валу и начали с рисовального действа, и сразу с непростого. Требовалось быстро изобразить структуру (то есть самую суть) Татлинской башни с разных сторон, не углубляясь в детали. Далее в промежутках между Машиными историями мы сделали остановки у Куприна и Фалька. Я не предполагала, что некоторые картины написаны с использованием бумажных букетов цветов (вот это поворот).
Как обычно это делается в кружке скорого рисунка, в конце мероприятия всеобщий просмотр и комментарии от Димы. Очень полезная штука, где оцениваешь, как все прошло, что получилось, что нет, и таким образом впечатление от мероприятия делается завершенным и цельным.
Занятие закончилось. К своему удивлению я обнаружила, что познавательно-рисовальное мероприятие продлилось 6 часов. Усталость чувствовалась, но приятная)
Улучшения. Поскольку мы ходили по шумной дождливой Москве, то улучшить бы хотелось слышимость того, что рассказывала Маша. Например, микрофон (у рассказывающего) и наушники (у слушающих) спасли бы ситуацию, однозначно.
большое спасибо организаторам, теперь в музей только с таким подходом! очень полезный подход, позволяет немного понять "а как это они делают?"».
Маршруты, по котороым мы ходили:
По экспозиции галереи в Лаврушинсом.
Прогулка между зданиями галереи.
По экспозиции галереи на Крымском.
Репортаж на сайте Третьяковской галереи.
Это не последнее совместное мероприятие в этом году — в конце лета ожидается велопленэр. Следите за анонсами.