Я знал Колдера исключительно по курсу истории искусств, для меня это был автор мобилей — клёвых дырявых штук на проволочках. Эта экспозиция открыла мне прекрасного художника и подарила массу сильных и сугубо положительных переживаний. В качестве основной черты его работ я бы выделил естественность. Они не несут никакой многослойной или «актуальной» идеи, которую с удовольствием размажут по бумаге искусствоведы и кураторы, не являются ни на что ответом, пародией или оммажем. Эти вещи (я говорю именно про объекты) естественны, как естественны природные формы. Поэтому они не утомляют, не раздражают, только радуют глаз, удивляют одновременно разнообразием и законченностью. Но для восприятия этого необходимо одно условие — они должны двигаться. К сожалению экспозиция устроена так, что произведения, созданные для движения выставлены статичными, поэтому посетители, вызывая неправедный гнев смотрителтниц, машут возле них сумками и шляпами, дуют что есть сил, обходя запрет дотрагиваться до скульптур. Когда будте на выставке обязательно дуйте, машите, бегайте мимо скульптур, вызывая завихрения воздуха. Иначе просто ничего не увидите.
Статичная скульптура тоже очень хороша — как «стабили», тоже совершенно органично-природные, активно завоёвывающие всё пространство, до которого могут дотянуться, так и проволочная скульптура. Последняя совершенно поразила тем, как ощутимо натягивается мембраной воздух меж двух проволок, обозначающих торс и бёдра гимнастки. Никакая фотография этого не передаёт.
Кроме того на выставке транслируется фильм о рукодельном цирке Колдера, вот этот. Обратите внимание на совершенно гениальную лошадь из пробки и проволоки на третьей минуте.
Выставка редкая, идти обязательно.
До 30-го августа.
В Литературном музее, что в Трубниковском переулке идёт выставка работ Татьяны Мавриной.
Выставка посвящена натурным зарисовкам, которые художница делала килограммами во время бесконечных прогулок по разным районам Подмосковья. Рисунки небольшие, двух видов — цветно-акварельные и тушево-перьевые. Не все хорошие, но все очень искренние. В работах Мавриной меня всегда удивляла детская непосредственность рисования (не стилизация под детскость, а настоящее, органичное рисование) и совершенно профессиональное, мудрёное отношение в материалу — многократные наложения цвета, использование фактуры, игра прозрачного цвета с плотным.
Очень рекомендую к прочтению её дневники, где она в частности очень вкусно пишет про всю эту художественную кухню.
До 31-го июля.
В галерее Ковчег идёт выставка работ Марии Мыслиной.
Очень приятная и лёгкая экспозиция художницы с не самой лёгкой судьбой. Подавляющая часть работ — акварели, есть несколько монотипий и карандашных рисунков. Мыслина очень здорово использовала в работах белый цвет бумаги, с помощью него она получает и свет, и форму, и планы. Иные работы очень тонкие по колориту, а в некоторых расстраивает случайность композиции. Прекрасные рисунки животных.
До 19-го июля.
В Отделе личных коллекций ГМИИ идёт большая выставка «Сказочники».
В. Конашевич, иллюстрация к книге К. Чуковского «Федорино горе».
Эрик Булатов, Олега Васильев, иллюстрация к »Золушке».
Экспозиция открывается несколькими залами работ Конашевича, который немного разочаровал. Кроме с детства знакомых и любимых иллюстраций к Чуковскому, на выставке есть иллюстрации пёстрые, несобранные, грязноватые и даже явно халтурные. Конашевич конечно глыба, но, возможно, из детской иллюстрации стоило показать всё же лучшее. Кроме того несколько залов посвящены иллюстрациям книг для детей, выполненным «взрослыми» и актуальными художниками того времени — Булатовым, Васильевым, Кабаковым, Пивоварвым. Из всего представленного больше всего понравились работы тандема Булатов-Васильев (один рисовал, другой занимался цветом), сладкие, но качественные по графике и композиции. И некоторые иллюстрации из азбуки Кабакова.
До 30-го августа.