попова же (kolbasnaya_feya) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
попова же
kolbasnaya_feya
kruzhokskorogorisunka.ru

Categories:

Репортаж о майском пленэре в Балаклаве



С 1 по 11 мая случился выездной пленэр. Памятуя, как замерзли в Тутаеве в прошлом мае, подались южнее, в Крым, ожидая тепла и красот. Природа чудесная! Но весна в Крыму нынче холодная случилась, погода неустойчивая и всё больше хмурая. Это смешало нам немного программу, но в остальном планов не нарушило. А когда и солнце показывалось, радости предела не было, очень уж оживляет всё солнечный свет.

Все участники занимались в моих учебных группах, но все разного уровня(группы так же разного уровня), и для многих это была первая работа на пленэре, вне комфортных условий студии.
Занимательно, что пленэрная работа и студийная, очень меж собой различны, и успехи/неудачи в студии необязательно проявятся на пленэре,например, участник из младшей группы вполне может выступить вровень со старичком. Старшим ребятам, в рамках одного с младшими задания, давалось усложнение.
В целом команда сложилась очень слаженная и трудолюбивая, и несмотря на большую нагрузку в течение дня, некоторые вскакивали чуть свет и бежали писать до занятий.
Спасибо огромное, участники пленэра, за живой интерес к работе.

Самостоятельная работа в первый и последний дни

Первое задание было намеренно абсолютно самостоятельным и фиксировало уровень умений. Участники сами выбирали, что, где и как писать.
В последний день работы им предлагалось прийти на ту же точку, что и в первый, и написать самостоятельно этюд с увиденного ещё раз, но уже с тем багажом, что набрали за время пленэра.

Александер
1.


2.


Лена Г.
1.


2.


Аня Л.
1.


2.


Композиции первого дня

Далее в первый день для раскачки ребятам было предложены композиционные задачи на формате 15 на 15 см, решать их нужно было сразу цветом.
Тем кто чувствует себя уверенно, было предложено написать более менее полноценные этюды, в рамках оговоренных задач.


3-4 пятна

Необходимо было выбрать какую-то часть пейзажа, разложить его на большие пятна, причем идеально, если их будет 3-4. Необходимо было положить максимально точно тон и цвет этих пятен, не сбиваясь на подробности.
Убедительная композиция пятен приветствовалась, но не была обязательной.

Аня В.


Дима


Марина




Масштаб пятен

Далее к условиям предыдущего добавлялась задача решить композицию пятнами контрастными по масштабу.
Если остается время, можно разбирать подробнее.

Аня Н.


Саша


Лена Г.




Композиция в глубину

Создать композицию, уводящую внутрь этюда, а не являющуюся фронтальным изображением того или иного объекта.

Юля


Александер


Лена Ш.
Лена развила тему чуть подробнее, вернувшись к заданию позднее.





Тень

Создать композицию, в которой тень являлась главным фигурантом.

Александер


Ирина


Марина


Дерево

С изображением деревьев у многих возникает большое количество сложностей, особенно, если эту многосложную структуру нужно написать сразу быстро, общо и в небольшом размере.
Заданием было внимательно написать понравившееся дерево, на формате около а4, обобщая объемы веток и листьев, постараться изучить объёмную струтуру.
Далее, нужно было взять маленький форматик(10 см по большей стороне), решить ещё более общо в условиях маленького формата( он не позволит убегать в детализацию) за 15-20 минут.

Антон




Лена Ш.


Таня


Аня Н.




Работа разными кистями

Задание состояло из трёх частей, выполнялось опять же на квадратах 15 на 15 см.

1. Выбрать вид, написать его в гризайли кистью от 1.5 см. Рассмотреть её возможности, постараться проработать и некрупные детали, не меняя кисти. Внимание на тон и мазок. Тем, кто не в первый раз, решать цветом.
2. Маленькие кисти( №1-3). Опять гризайль, но с вниманием к толщине слоя, прозрачности( с примесью белил или без), видимым фактурам.
3. Обобщая опыт двух предыдущих картинок, повторить композицию уже в цвете.

Тем, кто посильнее,  все три квадрата решал цветом.

Марина


Юля


Антон


Даль

Передача пространства -- тема, которая. за своей важностью, кочует из пленэра в пленэр. Она сложная, и я стараюсь давать его в середине, а то и в конце, чтобы ребятам было полегче. Здесь же, из-за погоды, мы писали даль одной из первых.
Формат от а3.
Нужно было найти место , где не сносит сильнейшим ветром, поэтому вид у всех один и тот же.

Антон


Андрей


Дима


Аня Н.


Работа в парах

Ребята были распределены по парам  в зависимости от своих склонностей, слабых и сильных мест. Я старалась разделить так, чтобы сотрудничество в парах было взаимовыгодным.
Механика такая:
Работают по двое над одним этюдом. Пятна раскладываются по очереди, проговариваются, править можно только свои пятна.
Нельзя распределять зоны покраски: я землю крашу, а ты небо. Пятна должны чередоваться.

Большую роль здеь играет ответственность перед товарищем за взятый тон и цвет(особенно в самом начале работы, когда берутся наиболее крупные отношения), т.к. товарищ, опираясь на твоё пятно, положит своё, соседнее.
Это заставляет пять раз подумать, а потом уже положить краску.

Лена Г.+ Аня В.


Лена Ш.+Женя


Состояния

Тема природных состояний так же обязательная. В том, или ином виде.


Ежедневный этюд

В течение дня было выделено время под написание одно и того же пейзажа.
Ребятам требовалось внятно решить тоновые отношения, характерные для разных ситуаций освещения, в малом количестве пятен.

Дима




Ирина




Саша






Последние лучи


Оказалось, что в Балаклаве весной нет места, с которого можно было бы увидеть закат или рассвет. Солнце пряется за окружающие горы, находясь довольно высоко, и встает так же.  Более того, оно делает почти мгновенно, не то, что в средней полосе в середине июля. Летом же оно садится в море.

Успели не столько, сколько хотели, но да уже что-то.

Ира


Александер


Лена Г.


Дима


Таня




Ночь

Была у нас в этот раз возможность пописать с тускло освещенной веранды пописать ночь. Благо наступала она рано.

Антон


Аня Л.


Аня Н.

Отражения

Было бы странным не поизучать отражения, имея под рукой бухту с причалалом. Рассматривали общие принципы, свойственные изображению отражений вообще, и, в частности, отражение в рябящей воде (какая часть малой волны что именно отражает и почему).

Ира


Дима


Лена Ш.


Марина


Большой этюд


Трижды утреннее время было выделено под один и тот же большой этюд. Во многом работа велась самостоятельно, поскольку ребята рассредоточились очень далеко, и я доходила до некоторых только единожды за сеанс.
В первый раз каждый самостоятельно искал себе точку, делал карандашные эскизы компановки, небольшой этюд, фотографии. Далее мы всё обсуждали и решали, что именно будет переноситься на большой картон.
Последующие два раза ребята работали на точках. Рабочий формат был от а2.
Задача усложнялась нестабильностью погоды, требовалось сделать выбор, какое состояние ты изображаешь, и далее придерживаться этого, даже если солнце ушло, либо пришло.

Аня В.


Аня Н.


Юля


Андрей


Тень

Рассмотреть специфику солнечного освещения, теней и рефлексов, мне казалось очень важным. Но из-за отсутствия солнца тему пришлось отодвинуть, разобрана она была в спешке и не со всеми.
Несмотря ни на что, результаты кажутся мне вполне успешными.

Лена Г.


Антон


Ира


Персонажи

Здесь задачей было населить пейзаж. Программой минимум было ввести хотя бы стаффажные фигурки, главное пеодолеть страх перед изображением того, что в кадре хорошо если пять минут, а то и меньше.
Мы приехали на городской пляж, и хотя голых тел из-за холода и хмури не застали, людей там было много: полицеские, рыбаки, господа, занимающиеся альпинизмом и каякингом, да и просто отдыхающие, непляжно одеты и вкушающие алкоголь на берегу моря. А ещё там были чудесные собаки, выпрашивающие пирожки.

Лена Г.


Лена Ш.


Аня В.


Таня


Композиция в ракурсе / Композиция "сквозь"

Последним ребятам предлагалось написать этюд с композиционнй задачей на выбор:
1. Композиция в сильном ракурсе.
2 Композиция с акцентом на втором/третьем плане сквозь передний план.

1.
Аня Л.


Александер



2.
Лена Г.


Ира




Участники

Марина


Аня Л.


Александер


Аня Н.


Ирина


Юля


Аня П.


Лена Г.


Антон


Андрей


Аня В.


Дима


Таня


Саша


Лена Ш.

Отзывы

Участникам пленэра было предложено описать свои впечатления от пленэра в свободной форме или ответить на следующие вопросы:
1. Ваш опыт в живописи и образование.
2. Что нового вы узнали, чем пленэр оказался полезным.
3. Какие вопросы возникли либо остались неразрешенными.
4. Зачем вы ехали на пленэр и оправдались ли ваши ожидания.
5. Хотели бы вы продолжения? О чем? В какой форме?


Лена Ш.

Мне показалось удобным написать отзыв на основе тех задач, которые я ставила перед собой до пленера.

1. Выйти в этюде на формат больше А4.

В большинстве случае это удалось сделать - освоила формат чуть больше А4, привыкла к работе большими кистями, с большими пятнами.

2. Продвинуться дальше, чем этюд-состояние, т.е делать более продуманные этюды-истории.

Таких работ было не много, но я рада что они появились и удалось вписать и животных и людей и даже группу людей.
3. Тон, цвет,композиция, техника
Основной проблемой по прежнему остается тон, не удалось победить сближенность тона, часто возникла путаница по тону в планах.

Композиции как мне кажется стали интереснее, здорово помогли упражнения с постановкой задачи на конкретную композицию.
Часто во время этих заданий приходилось перебарывать себя и пожалуй, это были самые сложные для меня задания.
Цвет - частично удалось уйти от проблемы перетаскивания цвета из работы в работу.
Не удалось выйти на работу более чистым и звонким цветом. Замыливание еще есть, также как и глухость цвета.
вырисовалась также проблема теплохолодности и к концу пленера я постаралась контролировать себя в этом.
Техника- появилось осознание как и зачем использовать прозрачность и пастозность в работе. Но по прежнему сложно делать ясные и уверенные мазки, волосатость мазков, не ясность контуров пятна осталась.
Если говорить об общих впечатлениях-
Как мне кажется была некоторая сумбурность в передвижениях группы.
Возможно в будущем стоит вернуться к практике Тутаева- деление на группы и работа в группах( одна самостоятельно, другая с твоим контролем)
Или же изначально не брать больше 8-10 человек.
Также, как мне кажется нужно все таки планировать время отдыха группы. Не смотря на все планы и желание охватить больше упражнений, отдых важен, как часть процесса обучения. Лично для меня 9 мая - ( т.е 8-9 день интенсивной работы) это уже рубеж усталости. Качество работ и степень концентрации значительно падает. Нужны либо новые впечатления, либо просто свободное время на плановый отдых.
Самое яркое что запомнилось - это выезд на закат и работа с тобой в паре.
Также была качественная рабочая атмосфера, которая полностью поглотила обычную мирскую жизнь и позволила работать с максимальной отдачей и нацеленностью на результат.
Женя, хочу поблагодарить тебя за мужество - ты взяла на себя огромную ответственность вывозя такую большую и разношерстную группу на пленер.
Как мне кажется, у большинства произошли сдвиги в т ч и у меня.


Аня Н.

Закончила художественную школу и после немного писала в вузе, так как архитектор. Но после был долгий перерыв, после которого почти всё - заново. До поездки занималась у Жени  в группе с переменным успехом около полугода.
Пленэр в Крыму был открытием, пожалуй.
Полезным была количественная работа, которая в итоге смогла таки перейти во что-то качественное. Это по сути не был отдых, а постоянная работа и обучение - главное, что надо знать о пленэрах )) Женя придумывала массу разных заданий, поэтому новым было всё, что мы делали: беседы о тенях, быстрые выкрасы, рисование деревьев (!!), большой формат, живопись в темноте - в общем, куча нового. Из возникших вопросов на пленэре: а что же дальше? :) Т.к. речь шла о том, что многие упражнения, это начальные и базовые, а дальше - больше. Хочется больше. Одной из личных целей перед поездкой была работа мастихином, но кроме раза - двух пробы больше не вышло, не было возможности по времени. Ушло на самостоятельное изучение по возвращению. Остальные цели были достигнуты.
Если честно, пленэр превзошел все ожидания и продолжения очень хочется, о том самом, что "дальше - больше".

Ира

1. У меня нет художественного образования. После школы я поступила в худ.колледж в Пермском крае, г. Соликамске, там-то меня и "зацепила" живопись, но по причине природной лени, проучившись год на вечернем отделении пришлось уйти оттуда.
По большому счету, рисовать с пониманием происходящего я начала только в кружке. Маслом не писала вообще до этого.

2,3. На сегодняшний день у меня много проблем в живописи, и практически все они не решены для меня. На пленере я почувствовала «вкус» к такому занятию, как живописать каждый день. Очень полезными оказались упражнения и задания с самого начала, все быстро раскачались, рисуя практически все время.
К концу пленера у меня появилось стойкое желание ходить на этюды (и даже без Жени!) ловить состояние, решать поставленные задачи - это очень круто; типа я сама одна могу выбрать композицию, нарисовать ее относительно "правильно" по цветам и тону, и это не будет непонятной мазней, а работа будет иметь уже смысл!
Было очень важно для меня «заразиться», в хорошем смысле этого слова, живописью.
Многие вещи и понятия, которые до этого были недоступны, стали чуть понятнее для меня, например, проблема тона по сей день сложная для меня штука!
Много важной информации я усвоила и постаралась запомнить из немногочисленных моментов общения с Женей.
Вот в чем вижу единственный минус на пленере - нехватка внимания нашего педагога, её драгоценных замечаний и наставлений. Но я прекрасно понимаю причину - ребята рассредотачивались на очень большой территории, порой требовалось минут 15, чтобы дойти до одного человека!

4. Это был мой первый плеер. Опыт для меня новый, насыщенный событиями, заданиями, работой, принесший мне массу только положительных впечатлений, эмоций, переживаний))
Моя главная задача на сегодняшний день - научиться писать с пониманием того, что я делаю: почему здесь должен быть цвет, тон такой, а здесь такой; как правильно изобразить любой предмет в окружении, узнать и усвоить основополагающие, главные законы письма. Смею надеяться, этот пленер во многих моментах приоткрыл дверь (маленькую щелочку)) на все эти вопросы, но это опять-таки от того, что Женя не успевала физически посетить каждого в нужном ему количестве раз)

5. Очень хочу повторения такой интенсивной работы, переключить мозги исключительно на творчество, писать и писать с раннего утра до позднего вечера. Хочется приобрести хоть немного самостоятельности и уверенности в своих знаниях и в самом себе, что дальше (все лето) я одна смогу ходить на этюды и писать работы на твердую четверку))
Поэтому с нетерпением жду пленера в Юрьеве-Польском!
В целом, опыт для меня конечно бесценный! Спасибо, Женя!


Марина

1.Ваш опыт  в живописи и образование.

Образование гуманитарное. Опыт в живописи — год в художественной школе в 8 классе, год в колледже и год у Жени

2. Что нового вы узнали, чем пленэр оказался полезным.

Узнала и поняла очень много нового. Кажется, что до пленэра не знала практически ничего, весь предыдущий опыт заключался в натюрмортах при искуственном освещении, а природа и естественный свет — совсем другое. На пленере, как мне кажется, я постоянно совершала одни и те же ошибки, сейчас, по прошествии некоторого времени, стараюсь от них избавляться. Я научилась по-другому видеть окружающее меня пространство, анализировать его, лучше понимать цвет и тон. Пропал страх перед работой на пленэре, страх перед самостоятельной работой.

3. Какие вопросы возникли либо остались неразрешенными.

На данном этапе неразрешенных вопросов не осталось, теперь нужно больше практики, чтобы появились новые вопросы.

4. Зачем вы ехали на пленэр и оправдались ли ваши ожидания.

Поехала на пленэр, потому что это отличная возможность погрузиться в живопись не отвлекаясь на другие занятия и побыть в кругу людей, которым это тоже интересно. Ожидания более чем оправдались.

5. Хотели бы вы продолжения? О чем? В какой форме?
Продолжения бы хотела! С удовольствием бы ездила на пленэр несколько раз в год, если бы это было возможно. Было бы интересно ходить на 1-2 дневные пленэры в Москве/Подмосковье, или съездить в Подмосковье на пленэр на несколько дней.


Аня В.

1. Ваш опыт в живописи и образование.
Пленэр в Тутаеве с Женей Поповой, неполный учебный год в ее живописной группе и короткий пленэрный курс Аллы Полковниченко. Образование техническое.
2. Что нового вы узнали, чем пленэр оказался полезным.
Скорее не узнала, а поняла и получила повод подумать. Слушая Женю и глядя на работы других участников, я лучше оценила свои возможности на теперь и желания на будущее, осознала насколько мне мешает неаккуратность в работе. Простая мысль, что поводом к живописному этюду должно быть в первую очередь цветовое впечатление, даже если день сер и уныл, стоила мне больших усилий, но теперь кажется очень полезной.
3. Какие вопросы возникли либо остались неразрешенными.
Думаю, что решение моих проблем кроется в большей практике.
4. Зачем вы ехали на пленэр и оправдались ли ваши ожидания.
Я ехала за пленэрным и цветовым опытом и получила сполна. Мои ожидания полностью оправдались. Правда я хотела в довесок много хороших этюдов, с этим пока не получилось, но это никак не умаляет огромную пользу от поездки.
5. Хотели бы вы продолжения? О чем? В какой форме?
Да, я очень бы хотела продолжения. Возможность концентрированно работать на природе, в среде очень увлеченных и замечательно разных людей и, самое главное, с Жениной поддержкой и под ее руководством бесценна. Пройдя предыдущие два пленэра, в следующий раз я бы хотела иметь больше времени на работу без узкого задания, но с возможностью посоветоваться и получить комментарии преподавателя, иметь возможность выбрать, чем рисовать, вплоть до монохромного материала, если это оправдано сюжетом. При этом не могу не сказать, что структура этого пленэра мне очень понравилась, открывающее и завершающе задание на один сюжет, быстрые упражнения в первый день для разгона ( жаль, погода подвела), поэтапная работа над большим этюдом и рисование в парах - все это замечательные находки.

Саша

1. Ваш опыт  в живописи и образование.

Опыт в живописи небольшой. Худ школа 4 года (10-14 лет), потом перерыв почти в 10 лет, попытка заняться акварелью и с ноября 2014 в группе Жени Поповой. Образование - классическая филология.

2. Что нового вы узнали, чем пленэр оказался полезным.

Когда Женя задала вопрос перед пленэром, чего я не умею, не понимаю, чему хочу научиться, я ответила, что: 1. Не знаю, как писать зелень не зеленым так, чтобы все-таки было понятно, что это зелень, а не дом или гора. 2. Не понимаю, как сделать, чтоб был воздух и пространство. 3. Боюсь писать небо и воду, потому что они изменчивы и вообще фиг знает, как их писать.

3. Какие вопросы возникли либо остались неразрешенными.

На вопросы выше ответы были найдены:
1. Зелень может быть зеленой,  а может быть и не зеленой, важно что ее цвет не может быть определен априори, а только по освещению, по отношению к окружающим предметам (в т.ч. домам, горам, небу, морю, всему что попадает в кадр). А еще если неправильно решить ее по тону не только относительно окружающего, но внутри себя, получается натюр морт. 2. Воздух разделяющий предметы получается засчет верной раскладки по тонам и последовательно изображаемого освещения. 3. С небом все оказалось не так страшно, с водой сложнее, из-за ее изменчивости, но механика волн, бликов на них и рефлексов стала понятнее.

В связи со всем вышеперечисленным, нарисовалась пара глобальных проблем. 1. Очень спешу - пока нет навыка целостно видеть со всеми внутренними отношениями между тонами-цветами, особенно путаюсь, если количеством предметов от 4 шт. (Собственно только к концу стало ясно, насколько важна эта целостность). 2. Пока не получается не смущаться цветом, сначала прокладывать тон, а потом уже уточнять - пишу от куска и либо попадаю, либо нет, а перекрашивая добавляю грязи. Т.е. удача пока более случайна, чем осмысленна. Надо сразу умудряться попадать и в цвет и в тон, но (!) в тон чуть важнее, чем в цвет.

4. Зачем вы ехали на пленэр и оправдались ли ваши ожидания.

Да, оправдались, см. выше, но времени не хватило на отработку, тренировку (виной тут только погода и то, что невозможно научиться за 2 недели всему и сразу). Очень интересно было отрабатывать разные техники (совмещение напросвет с густотой, мелкие мазки с крупными). очень интересным оказалось устройство тени, и как удобно писать мелкие ветки у дерева.

5. Хотели бы вы продолжения? О чем? В какой форме?

Хотелось бы продолжать писать с натуры, но с критикой, т.к. пока тут вижу, тут не вижу. Мб по выходным на пару часиков хотя бы какую-нибудь пленэрную группу.
Tags: живопись, методика, обучение, пленэр, результаты, учебная группа Жени Дёминой
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments