Гриценко Наталья (skajilegko) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Гриценко Наталья
skajilegko
kruzhokskorogorisunka.ru

Categories:

О весенней практике "Трех полезных упражнений к лету"

В начале весны в Кружке прошел бодрый короткий курс для начинающих (в том числе - заново) рисовальщиков "Три полезных упражнения к лету".  Суммарно он длился всего девять часов. Целью курса было дать участникам в руки некоторые инструменты для решения творческих задач, и главное - показать, как работать и давать себе задания самостоятельно и получать интересный результат. Получилась экспресс-подготовка к самостоятельной работе в теплое время года: вашему вниманию мы представляем лишь часть того, что было достигнуто за три занятия.

Слово - ведущей курса, Марине Бородиной:

"Короткий курс о полезных упражнениях прошел насыщенно и молниеносно. Как и всякий короткий курс, он подарил личные победы, поднял планку достижений и .. показал, сколько еще есть впереди интересного. Упражнения, которым был посвящен курс, применимы на любом этапе освоения мастерства. К ним можно возвращаться и возвращаться, оттачивая навыки и выбирая задачки повышенной трудности.

Сжатый формат курса, конечно, поставил перед участниками больше вопросов, чем успел дать ответов. И мне это кажется важным результатом: осознание участниками своей области интересов, побед и пробелов - как источника энергии и развития.

Большое спасибо всем участникам, чудесной библиотеке, приютившей нас, и ее коллективу. Очень надеюсь увидеть вас всех в Кружке скорого рисунка за нашим общим любимым делом!"






Линейный рисунок.

Упражнение заключалось в рисовании предмета с натуры с помощью линии, от подробного изучения предмета до мгновенных ярких набросков. Упражнение развивает цепкий взгляд художника, внимание к изображаемому. Очень полезно выполнять несколько подходов к одному и тому же предмету, рисуя его каждый раз по-новому. Здесь важно использовать разные свойства и характер линии и быть внимательным к предмету, обращать внимание на то, что помогает создать на листе иллюзию материальности.

Критерий оценки упражнения - разнообразие линии, сознательное использование разных свойств линии для решения тех или иных задач (например, передачи пространства).

Первая часть упражнения:

Подробно изучите предмет, его форму и фактуру. Передайте линией с разным нажимом изменения поверхности предмета: сгибы, края, складки трещины. Старайтесь сканировать поверхность взглядом и движением карандаша по бумаге отмечая направление сгибов и краев, сравнивая углы, отыскивая параллельные линии. Не обращайте внимание на тени. Выделите наиболее и характерные резкие изменения формы, индивидуальные черты предмета. Рисовать нужно не спеша, вдумчиво, очень подробно. Посмотрите на предмет, как на нечто неизведанное и очень любопытное. Прочувствуйте и ощупайте поверхность предмета руками, взглядом и затем карандашом на поверхности бумаги.

Вторая часть упражнения:

Сохраняя тот же изобразительный язык (линии, отслеживающие сгибы формы, края, складки) и ту же пронзительную внимательность, нужно выполнить серию очень быстрых набросков. Задача – увидеть и нанести на бумагу только индивидуальные характерные черты предмета или ситуации, только те детали, на которых хотелось бы заострить внимание.










Обобщение второстепенного и выделение главного, разделение планов.

Лист цветной бумаги помогает слить воедино все, что захочется. Контрастный цвет или форма укажут - что было главной идеей. Аппликация сама по себе - отличное упражнение по композиции. К тому же работа ножом помогает развить решительность и четкость движений.

Здесь важно выделить главное и обобщить второстепенное. Для проверки можно спросить стороннего зрителя, на что обращено его внимание при взгляде на работу.

Выберите в окружающей среде (интерьере, пейзаже, натюрморте) основную, интересующую Вас деталь, предмет. Герой - главный персонаж, то, чего ради вы затеяли рисунок, - может располагаться по Вашему выбору на переднем, среднем или дальнем плане. Сделайте предварительный набросок, в котором выделен основной предмет, а остальные несущественные предметы уплощены, лишены деталей, обобщены. Чтобы сделать более выраженным разделение планов, используйте различные цвета для групп предметов в разных планах и обращайте внимание на то, что одни объекты загораживают другие. После того, как ситуация изучена Вами вполне, определитесь с форматом, подберите бумагу необходимого цвета и фактуры и вырежьте из нее обобщенные силуэты планов и основной предмет. Используйте твердую подложку! Смело проводите ножом линии-разрезы безо всякой предварительной карандашной разметки. Невозможность исправить такую линию помогает развивать глазомер и обращать внимание на то, что ты делаешь.

Не спешите приклеивать детали, проверьте еще раз их взаимное расположение, найдите идеальную композицию.















Упражнение на штрих цветным карандашом.

Cмешивание цветов, использование воздушности цветного карандаша для создания глубины, обобщения. Передача массы, формы при помощи двух - трех цветов. Бесконечно полезное упражнение, особенно, если помнить, до каких высот совершенства можно дойти.

Здесь важно не раскрашивать, но использовать ограниченные средства для передачи планов, глубины и выделения главного. Цвета должны проникать друг в друга, взаимодействовать друг с другом. Рисунок не должен производить впечатление лоскутного одеяла. При взгляде на работу можно уверенно выделить главное.

Предварительно потренируйтесь в легкой штриховке цветным карандашом. Следите, чтобы штрихи не перекрывали бумагу полностью. Поэкспериментируйте с нажимом, направлением штриха, посмотрите, как смешиваются цвета, если использовать карандаши разного цвета. Подберите гармоничные пары, обратите внимание, что хорошее сочетание достигается, когда один цвет является основным, второй – дополнительным. Выберите пару, в которой основной цвет теплый (материальный), а дополнительный – холодный (цвет тени). Подберите к этому сочетанию третий цвет – акцент. Учтите, что количество цвета-акцента и его значение аналогично восклицательному знаку в конце предложения.

Выберите группу предметов, выделите главные и второстепенные. Сделайте набросок, зафиксируйте, о чем будет работа, что будет главным, на чем будет акцент. С помощью штриховки основным цветом создайте на листе массу предметов, более плотную и контрастную на главных героях и обобщенную и ослабленную на остальных. Дополнительным цветом подчеркните контрастную тень и форму на главных предметах, обобщение и воздушную дымку на дальних планах. Подчеркните главное – акцентом.

При выполнении этого упражнения старайтесь помнить о роли, выбранной для каждого цвета, не перебарщивать с количеством и пестротой. Очень важно помнить о идее работы и контролировать – остается ли идея такой же ясной, как в начале.













Упражнение на создание серии работ.

Помогает видеть связь между работами, внимательно относиться к идее и цели рисунка, развивать и заострять мысль. Создание не единственного рисунка, а группы заставляет концентрироваться на главном, убирая лишнее. А уметь сознательно говорить и молчать - это очень хорошо.

Выберите тему: литературное произведение, музыкальную, философскую, научную.

Мысленно исследуйте развитие темы, взаимоотношения сюжетных линий и героев, ситуации, конфликты, разрешения конфликтов, напряжения и паузы. Сделайте ряд набросков, отражающих взаимосвязи, повороты сюжета, ключевые точки, ритм. Выберите общее для всего ряда: графическое решение, стиль, формат, изобразительные средства. Сформулируйте идею серии. Подберите или доработайте наброски, соответствующие идее.

Критически оцените наброски. Выберите наиболее выразительные решения, отбросьте лишнее.

Выполните серию завершенных работ в ограниченное время. Работайте по плану, старайтесь равномерно уделять внимание каждой работе в серии. Следите за тем, чтобы не потерять основную идею.

Cерия о реке



Из серии о Русалочке







Из серии "Гуси-лебеди"





Из серии "Выход"







Cаша:

"Я шла на курс с несколькими целями, в частности, хотелось наконец-то прекратить паузу в рисовании и "начать", а так же хотелось по возможности закрыть пробелы в базовых вещах: выделение главного, обобщение, разделение планов, выбор ракурса "не в лоб". По-моему, удалось получить и то и другое, как минимум ощутимый толчок в нужном направлении.
Колоссальным бонусом стало Завершение Проекта - это упражнение надо будет особенно настойчиво практиковать!

Спасибо огромное всем участникам за творческую атмосферу, за примеры интересного и смелого выбора и решения поставленных задач. Особое спасибо Марине - все замечания и советы были очень своевременными, меткими и ненавязчивыми, а еще я краем уха слушала, что говорилось по поводу других работ, и это тоже оказывалось неожиданно полезным.

Возможно, самым ценным приобретением для меня стало прояснение картинки - что я могу, что уже есть в багаже, а над чем надо работать. Например, оказалось, что при довольно жестком ограничении времени могу спланировать и более-менее организовать работу. Из задач на будущее - научиться останавливаться, слышать себя и, главное, закрыть один давно подвисший проект - мне очень понравилось чувство завершенности."


Инна:

"Спасибо большое организаторам за мастер класс и Марине за то, как она его провела) Марина всегда общалась в ключе говорить о достоинствах каждой работы, корректировала очень мягко, и за три дня я несколько ошалела от такого количества похвал. Непривычно, очень.

Нет, я не пришла к своей цели, но открыла для себя новое знание, о том, каким захватывающим бывает процесс размышления, выбора и создания, и что удивительное дело, я что то могу придумать, я была уверена, что не умею это от слова совсем.

Мне понравилось и захотелось еще заданий и обсуждений с мудрым наставником, почему восприятие работы получается именно такое, как небольшая деталь может изменить настроение смотрящего.

Марина делала совершенно волшебные вводные к каждому заданию, общефилософские, которые я перекладывала к тому что мне понятнее- танцам.

Мне кажется я была в нашей группе самым слабым звеном с точки зрения практики рисования, вначале было и тяжело и некомфортно психологически, когда были задания на рисование линиями. А потом прошло, задания и темы пошли другие.

В вообще в итоге все хорошо, очень хорошо, прекрасно!

Еще раз спасибо!"


Елена:

"Курс мне очень понравился. Я познакомилась с техниками, к которым раньше относилась с недоверием, такими как цветные карандаши  и аппликация. Аппликация неожиданно оказалось очень выразительной и даже финальную работу я делала именно в ней, чего от себя абсолютно не ожидала.

Марина отличный преподаватель, чутко относящийся к аудитории и умеющий просто рассказать о важных вещах. И самое главное, она она может направить в нужном направлении, лишь слегка подтолкнув и не навязывая собственного мнения. И еще она эффективно избавляет от заштампованности.

А еще мне понравилось место проведения курса. Сто лет я не была в детской библиотеке и кто бы мог подумать, что теперь это такое весёлое место, где работают такие молодые и увлеченые ребята. И район очень приятный, там здорово просто пройтись от метро по тихим улочкам."


Аля:

"Мне показалось важным, что:

1 - занятия проходили в таком прелестном районе - очень милая и атмосферная библиотека,
2 - и чудесный преподаватель - Марина такая деликатная и внимательная - вся помощь и поддержка,
3 - и главное - я абсолютно не уверена в себе в отношении моих "художественных" способностей, поэтому в ситуации оценки часто прибегаю к штампам и ищу шаблонных решений - мне кажется, курс помог мне немного это преодолеть )))

Вряд ли такой беспомощный и субъективный отзыв может оказаться кому-то полезным, но я искренне благодарна всем создателям и организаторам данного курса.

Спасибо."


Tags: - Марина Бородина, курс, методика, отзывы, результаты, репортаж
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment