Задание для группы по воскресениям.
Дано: Одно занятие и бумага разного размера.
Задача: Почувствовать возможности инструментов и требования формата.
Упражнение было дано в преддверии перехода к изучению техники сухой иглы. Мне было важно, чтобы группа почувствовала специфику работы с разным нажимом и разной динамикой рисования.
Занятие получилось очень насыщенным, за три с лишним часа был лишь один пятиминутный перерыв. В качестве объекта изображения мы использовали мятые листы бумаги — у каждого получился свой абстрактный предмет с уникальной пластикой. Его нельзя «узнать», нет стереотипного изображения мятой бумаги. Можно лишь пристально исследовать рельеф, глубину впадин, степень резкости изломов. Этот предмет требует постоянного присутствия автора в рисовании.
Само упражнение состояло из четырёх заданий, а если точнее — из двух пар. Расскажу подробнее о каждом.
1. Для начала нужно было изобразить мятый лист максимально точно и достоверно с помощью острого твёрдого карандаша на формате А4.
Важно было передать с помощью нажима на контур как можно больше глубины и пластики. Штрих использовался в исключительных местах для поворота формы, и он обязательно должен бы быть отдельным, не тушёвочным. Лист бумаги, как и драпировка, отлично рисуется с края, торца формы. Поэтому ему было уделено особое внимание, как в плане точности, так и в плане нажима. Форма начинается с этого переднего ребра или угла бумаги, все дальнейшие изменения пластики находятся глубже.
Аня:
Ксения:
Марина:
Оля:
Другая Оля:
Пряша:
Юля:
2. Следующее задание исполнялось тушью и как можно более широкой кистью. Формат увеличился до А1 (целый ватманский лист), изображение увеличилось пропроционально.
Задача была изобразить тот же мятый лист, но принимая во внимание новые условия — огромный формат и куда менее точный инструмент. Суть в том, чтобы не бороться с инструментом, а позволить ему быть соавтором. Да, малярный флейц с тушью не сравнится в деликатности с карандашом, так и не нужно пытаться работать ими одинаково. Флейцем нужно рисовать от плеча, чтобы рука ходила свободно из одного угла листа в другой. Возможность разного нажима, кляксы, неровной линии — всё это нужно использовать во благо работе, а не воспринимать как помеху. Нажим снова поощрялся там, где ближе, чтобы даже в такой технике получилось пространственно.
Аня:
Ксения:
Оля:
Другая Оля:
Пряша:
Юля:
3. Далее мы остались с флейцем в руках, но формат поменялся на А4.
Задача — деликатно управлять слоном в посудной лавке. Избегать по возможности лишних касаний, но добиться цели — изобразить сложный объект. В этом случае нельзя мельчить, на листе должно быть всего несколько движений, но очень экономичных и точных.
Аня:
Ксения:
Марина:
Оля:
Другая Оля:
Пряша:
Юля:
4. И завершающий этап — возвращение к карандашу, но на формате А1.
Задача — освоить большой лист тонким и тусклым инструментом, выжать из него всё. Давить сильнее от дальнего плана к переднему, махать карандашом шире, не мельчить. Тона и штриховки нет, только линия разной толщины для того, чтобы передать форму и пространство.
Аня:
Ксения:
Марина:
Оля:
Другая Оля:
Пряша:
Юля:
Я доволен результатами упражнения. Мало того, что авторы достигли целей, которые я перед ними ставил, так местами ещё и просто красиво получилось, хотя такой задачи не ставил.
Бонусом ещё три рисунка с предыдущего, разогревочного занятия. Рисовали один лист бумаги три часа, чтобы получить как можно более достоверное (не путать с похожим) изображение.
Катя:
Оля:
Юля: