Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
kruzhokskorogorisunka.ru

Category:

Четыре года супергруппе по воскресениям

На этой неделе исполнилось четыре года самой первой моей группе, той, в которой мы говорим обо всём, кроме рисования человеческой фигуры — о рисовании вообще, о композиции, форме, пространстве. О различных техниках и о том, как разумно их применять. Эта группа не только самая давняя, но и самая стабильная, по истечению четырёх лет в ней до сих пор работают несколько человек, которые пришли на самое первое занятие. И, да, это уже не столько группа с системой отношений «учитель-ученик», сколько сообщество единомышленников. Аналогов нашей группе я не знаю.

Я традиционно предложил всем написать честный отзыв о работе группы, чтобы подвести промежуточный итог, сделать выводы и наказать несогласных. Эти самые отзывы я предлагаю вашему вниманию без какой-либо цензуры, в порядке поступления.

Марина:



«Поздравляю с праздником группы. Спасибо, что Вы ее собрали и ведете так душевно и осмысленно. )))

Каково вам в группе: - Бесконечно прекрасно и хорошо. Вижу целенаправленное движение, связанные цельные задачи, Очень нравится нацеленность на финальный результат (работу).
чего из желаемого достигли: работы перестали быть учебными, есть свое личное видение, цели, задачи, средства. Это замечательно.
а что ещё не получается: Не получается удержать накал. Т.е. не все задуманное на занятии удается вывести из учебных рамок, довести до финала. Идея тускнеет, откладывается, вянет. Это очень огорчает.

Нравится - неординарность, заковыристые задания. ПЕЧАТНЫЙ СТАНОК!!!!!!!!!!!!!!!!! Атмосфера осмысленного глубокого творчества. Богатый фундамент.
Не нравится: когда работа мешает рисованию )))

Чего не хватает: еще глубже нырнуть в печатную графику. Заняться плотно тушью, кажется, я совсем разучилась. Уроков анатомии. Совместных проектов, использующих результаты занятий.
Периодических совершенно несерьезных безбашенных упражнений для бодрости и веселья ))) Упражнений на оттачивание отдельных навыков».



Наташа:



«Здравствуйте.

Я имею честь писать отзыв о занятиях в группе в очередной раз. В прошлом году я писала о сообществе и об актуальности задач. В этом году я чувствую, что группа вышла на новый круг. Для меня теперь это "группировка", сообщество равных художников, объединенных любовью к поиску и строящееся вокруг пластического в графике. Я не могу уже сказать, что это - занятия, хотя это, конечно, занятия, только скорее в каком-то античном понимании. Это такая полифония, где и ты - голос, и вокруг - голоса, а вместе - тема. Возможно, такое ощущение дала прошлогодняя выставка о воображаемом пейзаже и направленность прошлого года на многодельное, на завершение, на законченность работ (опыт для меня довольно непривычный). Теперь у нас все совсем по-взрослому, и иногда мне кажется, что через какое-то время об этом будут писать в статьях по истории искусства как о части художественного процесса в Москве в две тысячи десятых.

Я ни в коем случае не хочу принижать вклада и значения Димы в его - и наше - дело. Я думаю, что в нашей группе Дима поменял роль преподавателя на роль Ведущего, Рулевого, Впередсмотрящего, - того, кто называется идейным лидером группы.

В этом году я вижу взятый вектор на продолжение. Я очень хочу, чтобы нам всем хватило всего необходимого для дальнейшего развития как цельной творческой группы и желаю быть крепкими.

И ура!»


Таня:



«Я стала реже ходить в группу, но потребность быть в ней не уменьшилась. Она неиссякаемый источник полезного, благодаря Диме. Здорово, что теперь появился офортный станок, скоро наша группа засияет новыми гранями великолепия. Я жалею в основном о пропущенных заданиях, типа своей книжицы. А вообще нет предела Диминой фантазии по нашему истязанию, что еще раз показывает уникальность и полезность супер группы. Больше всего пугаюсь и люблю заданий, связанных с тренировкой фантазии и воображения. Ощущаю потребность улучшить свой навык построения композиции, хочется уйти от заученных и удобных для меня схем.»

Аня:



«Годовщинами группы я меряю время своего рисования всерьез, удивляюсь тому, что всего четыре года прошло, настолько рисование это и думанье о нем вошло в кровь и плоть моего каждодневного существования.

Общее ощущение таково - идешь-идешь, по пути, кажется, умнеешь и понимаешь все больше, а недавно наконец пришло ощущение, что можешь все больше, а интересное и сложное никак не кончается. Удивительно.

Вобщем, еще раз искренне радуюсь причастности к Диминой группе и замечательной среде вокруг.

Из технических пожеланий - вот бы целенаправленные, очень полезные и с жесткими рамками пленэрные задания, как последним летом, перемежались с занятиями более свободными, как раньше, соскучилась.»


Ксения:



«Очень сложно выкроить время и сосредоточиться для вдумчивого отзыва, а в двух словах так:
я очень рада тому, что попала в группу: мне нравится серьезный подход, необычные задания, которые заставляют думать, из каждого задания я обязательно извлекаю для себя какое-нибудь открытие (и часто - не одно), и Вы - прекрасный, вдумчивый и внимательный преподаватель.
За эти полгода я вспомнила несколько забытое со студенческой скамьи чувство ожидания и предвкушения какого-то определенного дня недели с особенно интересным уроком, и теперь каждый раз очень жду воскресного вечера, и очень переживаю, если вырваться на занятие не получается.»


Оля:



«Я в группе недавно, и я в восторге! От занятий получаю эйфорические ощущения.
Здорово, что большая часть заданий были направлены на создание графического листа, а то и целой серии. Очень радует, что стопке эскизов и набросков теперь противостоит пока маленькая, но обнадеживающая папка с законченными работами.
Атмосфера в коллективе очень приятная, рабочая и дружественная.
Из пожеланий... весна, может порисуем цветы? Ото пока все задания были очень черными.
Я счастлива что попала к вам в группу, и больше мне пока нечего сказать.
Спасибо, Дима!
С днем рождения нас)!»


Пряша:



«У Димы я занимаюсь регулярной в воскресной группе очень немного, но успела к нему находить множество раз за несколько лет на отдельные занятия: наброски, летние зарисовки, мастер-классы и один из велопленеров.

Когда не было постоянных занятий, с одной стороны мой прогресс был не очень значительным, а с другой – очень чётко чувствовались какие разные состояния у меня до и после. Это были очень существенные толчки, после каждого из которых я переходила на какой-то новый этап, понимала что-то очень существенное.

Дима – прекрасный преподаватель, сравнимый по уровню со всякими Заслуженными Учителями России, у которых мне посчастливилось учиться, потому что как они, он учить не только задавать вопросы, но и помогает найти ответ них. Для меня это очень важно, потому что в такой не очень объяснимой области, как Искусство, вообще сложно сформулировать какие-то правила, и поэтому часто преподаватели даже не пытаются это делать.

Я занимаюсь в воскресной группе около месяца и чувствую, что Дима умудряется вытянуть из меня какие-то такие вещи, которые я сама бы никак не смогла сделать или додумать даже за несколько лет упорной работы. При этом этот планомерный процесс происходит как бы сам, без особого его вмешательства.»


Полина:



«За прошедший год я наконец поняла, что воскресная группа это не учеба, не подготовка к чему-то, не дополнительное не вспомогательное действие, а она есть шанс делать что-то в настоящем времени, не отмахиваясь от своих работ, как от учебных и ненастоящих. Дима создает повод и организует среду, ставит трудную задачу, закидывая удочку все дальше и дальше, и чтобы выжить надо трудиться, благодаря чему на выходе часто получается если не законченное произведение, то большое и ясное начало, которое можно и нужно развить. Тут речь и о техниках, и о подходах, и о темах, о всем том интересном и неисчерпаемом, что Дима не жалеет нам щедро преподать. Я думаю, что разнообразие техник и широкий спектр жанров, попадающих в фокус занятия (и натюрморт, и пейзаж, и иллюстрация и еще много всего) нужны не для того, что бы выработать механизм работы с каждым из них, а для того, чтобы научиться быть чутким, подвижным и внимательным, что при сложении с техническими навыками ( а может без них) дает большой, настоящий, а не показушно-эффектный результат. Это удивительный формат, не вакуумное учебное пространство, а творческая среда. Спасибо тебе, Дима, за создание оной.
Еще огромное спасибо за возможность вкусить прелести станка, надеюсь у нас еще будут занятия посвященные печати.
Желать ничего не смею, и так неприлично редко появляюсь. Поздравляю с четырехлетием!»



Эта группа была первой, с ней я начинал экспериментировать с подходами к преподаванию, необычными заданиями, с созданием среды. То чего я хотел создать — среду для сотворчества — взросло и продолжает крепнуть. Для меня совершенно очевиден рост качества того, что бы делаем (как в содержательном смысле, так и в техническом). А самое главное, что я теперь вижу в ребятах способность и готовнось самостоятельно ставить себе задачи и смело браться за них. Секрет группы внешне очень прост — я делаю с ней то, что интересно в данный момент мне самому, поэтому каждое обсуждение работы участника группы — это не перекладывание томиков с постулатами из одной головы в другую, как часто бывает в преподавании, а поиск решения на пике интереса с обоих сторн. Это неизбежно даёт хороший результат.

Тут я замолкаю, потому, что ребята написали о детлях куда лучше меня.


Ответы на пожелания:

«Не получается удержать накал. Т.е. не все задуманное на занятии удается вывести из учебных рамок, довести до финала. Идея тускнеет, откладывается, вянет. Это очень огорчает»

Понятно, что вопрос можно решить увеличением количества времени, потраченного на идею. Но в усовиях, когда мы все работаем это не всегда выполнимо. поэтому могу только посоветовать не распыляться на другое интересное, додавить начатое.


«Уроков анатомии.»

У нас же группа про всё, кроме человека )


«Совместных проектов, использующих результаты занятий.»

Будет.

«Из технических пожеланий - вот бы целенаправленные, очень полезные и с жесткими рамками пленэрные задания, как последним летом, перемежались с занятиями более свободными, как раньше, соскучилась.»

Свободы захотели? ) Задания прошлы летом были очень важны именно в таком формате. А результаты этих занятий ещё будут нам полезны.


«весна, может порисуем цветы?»

Цветов не обещаю, но с цветом рабоать будем.


В качестве бонуса предлагаю вашему вниманию все задания, опубликованные за четыре года работы с группой, по порядку.

Про задание с цветными кубиками
Про задание с костяной рукой
Про новогоднее занятие
Про цветы.
Про рисование в городе.
Про Митрохина и Моранди
Про портреты
Про парадоксальных зверей.
Про интерьер и глубину.
Про рисование в музеях.
Про воображаемый пейзаж.
Про летние пленэрные задания.
Про рисование в градациях тёмного
Про диатипию.
Про композицию.
Про объёмную графику.
Про авторскую книгу. Маяковский.
Про авторскую книгу. Бродский.
Про монотипию.
Про авторскую книгу. Даниил Хармс «Еду-еду на коне»
Про вдумчивое рисование предметов.
Про копию и рисование в манере выбранного художника.
Про авторскую книгу. Даниил Хармс «Во-первых и во-вторых».
Про воображаемый пейзаж. Второй виток.
Про графический рассказ о предмете.
О летних пленэрных заданиях. Часть первая, про архитектуру.
Про чёрное и белое.
О летних пленэрных заданиях. Часть вторая, про тушь.
О летних пленэрных заданиях. Часть третья, про три цвета.
О летних пленэрных заданиях. Часть четвёртая, заключительная — о панораме.
Про работу с пятном и аппликацию. Чёрное, чёрно-серое и цветное.
Про фантастических зверей. Гравюра на картоне.

Разумеется, это далеко не все темы за три года, а только те, о которых я успел рассказать.
Tags: обучение, отзывы, рисунки, учебная группа Дмитрия Горелышева l
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments