
Задание для группы по воскресениям.
Дано: Три задания с ножом, картоном и офортным станком.
Задачи: Сделать серию работ в заданной печатной технике.
На первое занятие участники группы пришли не зная, что именно их ждёт и уже на месте получили задание. Нужно было придумать фантастического зверя и закомпоновать его плотно в какую-либо геометрическую фигуру. Кроме того, предстояло сделать не одиночный лист, а серию минимум из трёх работ на листах формата А3. Объединить серию можно было сюжетом, персоной самого зверя или формальными качествами графики. Зверь в данном случае взят не как самоцель, а как способ абстрагироваться от натурного. Это задание продолжает тему работы с пятном в листе, которую мы уже разрабатывали в туши и аппликации. Степень странности зверя, степень его формализации, наличие или отсутствие рамки — все это решал для себя каждый автор.
Половину первого занятия мы делали эскизы карандашом и тушью, а потом начали собственно резать. Расскажу немного о технике.
Гравюра на картоне — это одна из самых простых техник печатной графики, обладающая при этом большой выразительностью. Она является частью техники, называемой коллаграфией, от слова «коллаж». Техника эта очень разнообразна по материалам и возможностям, вы вольны наклеить на жёсткую основу любые материалы, лишь бы они не были большой толщины, иначе не пройдут в станок. Обычно в ход идёт бумага, ткань, картон, полиэтилен, сетка, разные мелкие предметы. Потом на получившийся объёмный коллаж валиком накатывается краска (в нашем случае линогравюрная или масляная), и всё это отпечатывается на бумаге с помощью офортного станка. Результатом таких опытов обычно становятся очень разнообразные по фактурам, но зачастую совершенно случайные вещи. Нашей же задачей была осмысленная работа на конкретный результат.
Мы использовали два подхода к гравюре на картоне — однослойный, когда из одного листа вырезалось всё, что должно было остаться белым и многослойный, когда целые части существа или его детали наклеивались на основу новым уровнем. Первый вариант даёт оттиск, похожий на линогравюру — ровная чёрная заливка с чёткими краями, второй же более разнообразен и более характерен для гравюры на картоне — вокруг каждого нового слоя возникает светлый ореол непропечатанной бумаги. Таким образом можно выделить деталь или изобразить форму в ракурсе, глубину, что было особенно важно для нашего задания.
В этой технике очень много зависит о материала — какова толщина картона (чем толще, тем шире белый ореол вокруг нового слоя), ровный он или фактурный, используется один тип картона или несколько. Все эти мелочи изучаются путём проб и ошибок, пока не находится оптимальный для конкретной задачи вариант. Мне эта техника очень нравится своей непосредственностью — что вырезал/нарвал/наклеил, то и отпечаталось, со всеми непредсказуемыми несовершенствами. Это близко к живому рисованию или работе с аппликацией.
Получилось много интересного.
Аня:



Геля:

Игорь:



Ксения:




Марина:






Наташа:

Оля (тут получилась целая история):





Другая Оля:


Пряша (тоже целая притча):




Таня:

Полина:



Юля:


И мой зверь, за компанию:

