Прошедший год — это серьёзный срок для проверки состоятельности мероприятия, пора сделать некоторые выводы и поделиться соображениями. Поэтому я снова попросил ребят написать отзывы о занятиях — честные и без прикрас. Эти самые отзывы я предлагаю вашему вниманию без какой-либо цензуры.
Валя:
«Ура, с днем рожденья, наша замечательная группа! Подумать только, что уже два года прошло. Так быстро и так долго. Наша группа менялась, кто-то приходил, кто-то уходил, но мы стали как-то дружней и попривыкли к друг другу) В этом году было много всего - самых разных заданий; и оказалось так, что те, которые больше всего пугали - они стали самыми плодотворными что ли. Например про рисование по памяти и про нелюбимые материалы -про ненавистную мне гуашь и еще более ненавистную пастель. И еще раз подтвердилось то, что нам говорит Дима - взяться за то, что не получается. Сначала противно, а потом здорово) Еще занятие где все просто болтают обо всем - оно редко бывает, раз в год, да наверно чаще и не нужно - но оно очень крутое. И мне бы очень хотелось побольше заданий с каким-то законченным графическим листом в итоге. Я стараюсь ставить себе такую задачу - но у меня далеко не всегда получается. Здорово, что мы возвращаемся периодически к каким-то моментам - и они уже по-другому видятся. . На самом деле, вроде группа про рисунок - а выходит что вообще про все. Про страх и смелость, про веселье и сосредоточенность, про лень и ее преодоление) И мы все учимся друг у друга, ну так часто говорят - но это и в самом деле так! И очень помогают в этом совместные просмотры и обсуждения.Иногда такое увидишь, до чего никогда сам не додумался бы) С днем рожденья, дорогая группа,огромная радость для меня быть здесь!!»
Даша:
«Я хожу на занятия по работе с моделью уже давно, более двух лет и сейчас мне в ней хорошо. Мне кажется, что группа сильная, живая и очень уютная. Так что особо не расслабишься и не умрешь от самоедства. Оптимум для работы. Мне всегда кажется, что я двигаюсь очень медленно, но тут расчищала место для жизни от старых набросков, и поняла, что разница не просто есть, она - колоссальная. Могу сказать, что счастье было трудным: очень трудным вначале и с умеренными колебаниями в продолжении. Но это хорошо, т.к. именно трудности заставляют развиваться. Мне почему-то везет с учителями в области изобразительного искусства, и тут повезло особенно. Это совсем не просто занятия, помогающие освоить технику рисунка модели. Это занятия и про то, как рисовать, и чем рисовать, и зачем рисовать, и как поддерживать творческий процесс в целом. И учат они, с какой стороны посмотреть и что увидеть, как сказать главное и не потерять нюансы, и как быть точным, но не пересушенным, и как подружить аффект с интеллектом. Для меня до сих пор удивительно, как так получается, что меняются люди в группе и меняются темы, но при этом все занятия остаются логически связанными и отвечающими насущным задачам группы в целом. Заслуг Димы я даже не пытаюсь перечислить, для меня наверное всегда было главным сочетание требовательного, но очень человечного и внимательного к индивидуальности каждого отношения. А также личный пример творческого отношения ко всему и успешного сочетания живого эмоционального и интеллектуального подходов к рисунку.
На настоящий момент для меня интереснее и труднее задания про ситуацию в целом, а не только про модель, и исследование разных техник, например, остро не хватает цвета и смелости его привнести в формате коротких набросков. Бывают, что слегка огорчают повторения тем и комментариев, но полезности их это не убавляет.
Отдельное спасибо за то, что всегда чувствуешь себя в правильном месте, даже если еле дополз с работы. И что остаешься свободным от "сложных" отношений, которые иной раз складываются в ВУЗах и других некоторых студиях, где рисуют обнаженную модель.
И еще огромное спасибо всем участникам группы, каждый из которых по-своему гениален и привносит свой творческий вклад в общий процесс.»
Юля:
«Буквально на днях рассказывала подруге о курсе, поэтому, есть некоторые сформированные мысли)
1. Я учусь думать.
Самое основное, что мне нравиться в занятиях, это возможность думать.
Наконец-то перед глазами нет никаких референсов, подсмотренных в других работах красивостей, есть только ты и модель, один на один и ограниченное время и ограничение по материалу и технике.
Для меня, это очень сложно, но и очень интересно!
Ровно половину занятия мне хочется рвать свои работы и с рыданием выбежать из студии посыпая голову пеплом, а со второй половины я начинаю понимать что уже что-то получается, приходит понимание, появляется результат и я начинаю удивляться самой себе, что оказывается, я могу рисовать совсем по другому, не так как привыкла.
2. Индивидуальный подход.
Одна моя знакомая рассказывала, как за семестр преподаватель по живописи не подошел к ней на занятиях ни разу, и сама испытывала невнимание педагогов в своём учебном заведении.
Здесь такого нет и в помине, Дима садиться к каждому по очереди и дает комментарии учитывая твой уровень рисования и твои слабые стороны. Замечания дает тактично.
3.Просмотр.
В конце занятия всегда идёт просмотр, обычно трех, лучших работ. Учишься быть на виду у всех, и, не смотря на то что разноса во время просмотра никогда нет, (это время комментариев удачных мест, даже в не самых сильных работах), это волнительный момент, и один из самых интересных. Ты можешь посмотреть работы других, и увидеть реакцию остальных на свои рисунки.
4.Модели.
Всегда новые модели, разные типажи, телосложение, объёмы. Это помогает учиться, да и просто интересно рисовать совсем разных людей.
5. Атмосфера.
Мне нравится атмосфера места, сама студия, маленькая, чистая и светлая, и конечно люди, с очень разным стилем и уровнем рисования, и при этом доброжелательные.
Если кто-то хочет найти "тусовку" для творческого общение, то, на мой взгляд, это не совсем про это место, здесь люди в первую очередь учатся. И, то ли Дима всех научил, то ли все сами такие, но, в первую очередь девушки (а у нас в основном женский коллектив) замечают в работах другого человека привлекательные стороны, которые можно почерпнуть для себя.
И конечно лидер коллектива, сам Дима, по которому видно, что он в самом деле увлечен своим делом, что преподает с удовольствием, умеет это делать.
6. Мало.
Одно занятия в неделю - это очень мало, я понимала это ещё когда шла на курс, и убедилась в этом. Не смотря на то что занятие длинное, три часа, при отсутствии постоянной, бесконечной практики, всё бесполезно. Возможно не всё, но, знания остаются теоретическими.
Лично мне (замечу, что именно мне, так как кто-то наоборот предпочитает более самостоятельный вид обучения, без указки, что и когда нужно делать) не хватает чего-то вроде домашнего задания. Я планировала ежедневно рисовать в той же стилистике и теми же материалами что и на последнем занятии, до следующего занятия, но, без дополнительного "пинка" в итоге этого не делаю.
7. Чего бы хотелось.
Во время занятия ненароком начинаешь прислушиваться к советам которые даются другим ученикам, мне всё время кажется что я пропускаю что-то очень важное, что говорится о каком-то приёме или полезном замечании.
Во время общего просмотра некоторые вещи озвучиваются вновь, но далеко не все, и меня не покидает чувство упущенного знания.
8.Было-стало.
Меня давно ничего так не развивало, напористо, с силой. За то не большое количество занятий что я посетила, я многое вынесла и стала применять на практике в своих рисунках для работы и для себя.
Пока ещё я не достигла желаемого уровня, но, это, скорее, из-за личных причин, поскольку пришлось сделать большой перерыв в занятиях.
Хочу продолжить, очень!»
Маша:
«Дима,я чувствую что эта группа по средам-отличная возможность выйти за пределы своих собственных границ в рисовании.И важны именно цели/задачи,которые каждый раз ставятся перед всеми нами. Мне сложно,но эта та сложность,которая вдохновляет и наполняет,это азарт и желание рисовать еще и еще. И побывав всего на нескольких занятиях, я чувствую, как меняется восприятие формы и линий,пространства и расположения фигуры в пространстве.В общем, это невероятно захватывающее и увлекательное исследование.Спасибо!»
Другая Даша:
«Я думаю, что мне очень повезло узнать и попасть к Диме в группу, и я хочу сказать ему большое спасибо! Это именно то, что я искала в занятиях по рисунку, и чего не находила ранее в других, упираясь в тупик из-за непонимания, скуки и ощущения бессмысленности задания. Неожиданно для себя самой, помимо основной моей цели – обучиться рисовать колени, щиколотки и тазы, занятия у Димы очень сильно обогатили мой кругозор и – не побоюсь этого слова! – мировоззрение)) Мне стало ясно, что потеря вдохновения – это неумение взять себя в руки и поставить четкую цель. У Димы очень хорошо получается организовать внутреннюю дисциплину. Для меня было большой проблемой передать в рисунке свои ощущения и мысли. Было чувство, будто тебя заперли в теле, которое ты плохо контролируешь и не можешь говорить. Ведь помимо того, чтобы что-то изобразить, важно чтобы зритель тебя понял. Не скажу, что я полностью освоила этот язык, но уже получается значительно лучше))
Мне нравится, что у Димы очень индивидуальный подход. Он никогда не укажет на недостаток, понять который или исправить ты еще не в силах, но шаг за шагом получается преодолеть горы, дебри и овраги неумения и непонимания)
Сложно сказать, что мне не нравится или чего не хватает на занятиях. Иногда хочется больше внимания уделить портрету, но не в смысле «похожести», а образности и передаче характера, настроения. Я не чувствую на занятиях недостатка ни в чем, так как каждый раз это погружение с головой в новую тему или материал, где еще работать и работать) Ура Диме!! Ура группе!!!»
Аня:
«В общем так вышло, что мне повезло, что люди которые меня окружают- дикие крутаны! Очень много хорошего что было и есть у меня от друзей и семьи.
И собственно по причине того что у меня есть два крутых друга Валя и Вика, я узнала про занятия у Димы. У меня было достаточно педагогов и одним из самых конструктивных и крутых это- Дима, конечно! В группе занимаюсь с лета. Мне нравится наша группа у нас одни девчонки, но вроде как-то нам не плохо, девчонки хорошие. Формат и задания уроков мне тоже по душе, единственное у нас занятия по разу в неделю, а я думаю, встречайся мы чаще мой рост был бы намного заметней, потому что я бы меньше ленилась и вообще, но это уже ко мне претензии и уж точно не кружку и Диме. Радуюсь что на занятиях я хоть как -то начинаю думать над тем что делаю и усмиряю внутреннюю расхлябанность и рандомность.
Ну я счастливчик кароче - на правильном пути, в правильном месте, с правильными людьми.»
Полина:
«Очень радостно писать уже второй отзыв. За два года группа неминуемо стала для меня много большим, чем просто еженедельными занятиями по улучшению работы мозга и руки, хотя и этого у ней не отнять. Она стала необходимой и неотъемлемой частью жизни, одним из самых долгожданных и радостных событий в неделе (вторая радость это воскресная группа). Потому что Дима совершенно прекрасен во всем, задания не перестают страшно (иногда действительно становится страшно) радовать, а соучастники один другого краше. Всем большое спасибо и всех с групповым днем рождения!
Теперь про плюсы:
Очень нравится, что задания пошли циклами, это прямо мощь. Отдельная благодарность за фигуру в движении и находящийся в процессе цикл о ракурсах, жду не дождусь длительной постановки.
Теперь о том, чего хочется:
Хочется заданий про голову и портрет, я понимаю, что сама все упустила, ведь это было в расчлененке, но может в будущем удастся повторить. Как-то чем дальше, тем интереснее какие-то истоковые задания, на форму как таковую.
Спасибо, Дима, год был разнообразен и интересен!»
Вика:
«Я пришла в группу год назад практически не умея рисовать) Конечно, говорить, что за год я научилась, будет наглой ложью, но прогресс очевиден (по крайней мере, для меня XD)! Самое важное и ценное, на мой взгляд, это конечно же то, что вы не просто учите нас каким-то техническим навыкам (хотя и им тоже), но заставляете наши мозги работать, и это ускоряем прокачку в разы. Сначала было невероятно трудно и тяжело, потому что думать нужно было обо всем и сразу, и я благодарна вам за мои мучения. Мне нравится, что все в группе рисуют очень по-разному и многому можно научится у своего соседа. Но больше всего мне любо, что мы постоянно рисуем разными материалами, пробуем что-то новое, это важно уметь переключаться, помогает не стоять на одном месте, раньше при виде незнакомого материала я впадала в ступор, но наши занятия научили относится ко всему как к игре. И еще здорово, что я начала понимать и чувствовать творчество многих художников гораздо лучше, как будто бы мой кругозор расширился) Воот, хотелось бы больше заданий на композицию и цвет и веселья всякого вроде рисования из головы. В общем, я вам и всей группе очень благодарна, вам особенно за то, что учите строже относится к себе,не жалеть себя, не ныть, но много и вдумчиво рисовать! И хотя прошел уже год, на каждое занятие я бегу, как на праздник, поскольку, чувствую, что с каждым разом я все увереннее и увереннее, и чаще включаю голову, что приближает меня к мировому господству, хахаха. Но несмотря на все это, конечно же я понимаю, что я все равно архислаба, мои знания о преспективе и анатомии очень поверхностны, мое чувство цвета оставляет желать лучшего, а про композицию, я пожалуй просто промолчуXD; и что нужно рисовать по 15 часов в день без выходных в течение 10 лет, чтобы приблизиться к желаемому результату. И посему, убедительно вас прошу не убегать в лес, а продолжать нас бить палкой, кидаться в нас остро заточенными карандашами и всячески стимулировать нашу мозговую деятельность!!»
Ксения:
«Я очень благодарна (в который раз и не перестаю) тебе, Дима, за то, что взял на себя эту миссию создать и вести группу, обучать и нянчиться с нами, вдохновлять и окрылять! Для меня занятия сродни арттерапии или медитации, возможность забыть о заботах и погрузиться в творчество! :) Хочется к этому прибавить ещё развитие в рисовальном плане, но, к сожалению, на мой взгляд оно не стабильно и не наглядно из-за не регулярных посещений. :( На занятиях очень дружественная, добрая и позитивная атмосфера. Минусы для меня тоже есть: рабочий график далеко не всегда могу подстроить под свои желания, от этого много пропускаю. В результате очень сильно не хватает интенсивности занятий.
Нравится разноплановость по задачам и материалам, и даже, когда тема знакома, она подается с нового ракурса. Это всегда неожиданно и интересно!
Наверное одно из достижений, я перестала много думать над белым листом, проходит страх, что не получится. Появилось больше смелости в рисовании.
Возможно, мне бы хотелось немного больше академического рисунка, и больше внимания к портрету-лицу-голове.
Есть еще такое ощущение от уроков - все так быстро произошло, что не успела понять, осознать, что было, как это получилось. Вихрем! И часто повторить самостоятельно не получается. Вроде бы продвинулась немного, нащупала, куда ступить, а выходит, что нет.. Возможно нужно сильно больше самостоятельной практики на закрепление пройденного материала...
В силу личных особенностей и прочей загруженности, не хватает требовательности, может быть в виде домашек или определенного месячного плана по работам вне занятий для дальнейших обсуждений. Чтобы развитие было наглядно и просто было.
А в целом очень довольна! :)»
Оля:
«На протяжении всего года искала к чему можно было бы придраться, кажется, как же так, только хвалить? Нет, надо и поругать за что-нибудь. Но принципиальных недостатков так и не нашла.
Все действительно так хорошо, что мелкое недовольство моментально сглаживается колоссальным количеством положительных моментов.
В группе рабочая атмосфера, четкое руководство, сбалансированный набор заданий (и серьезное изучение натуры, и баловство с материалами). Благодаря чередованию тематики занятий ни на секунду не возникает ощущения остановки процесса. Достигнутое становится отправной точной к новым целям. Это здорово, ценишь существующий результат, и в тоже время, не успеваешь зазнаться.
Из того что было особенно ценно в последнее время: после блока материалов было несколько занятий когда нужно было под каждый лист выбирать новую технику. В основном, привыкаешь рисовать все 3 часа чем то одним и использовать возможности материала вспоминаешь не сразу, т.к даешь себе время на раскачку. А тут, переключение с одного на другое и провокация на осознанный выбор.
В общем, не хвалить не получается. Спасибо большое, Дима)!
С днем рождения нас)!!!»
Наталья:
«Я присоединилась к группе год назад,так сказать, вскочила на подножку проходящего электропоезда. Хочу сказать, что мне очень повезло и я попала в отличную компанию. Каждое занятие - это брейнсторм: скучать и расслабляться не приходится, каждый раз новые задачи, требующие концентрации и интеллектуального напряжения - это очень полезно и увлекательно.
Имея за плечами художественное образование, я пришла в группу, чтобы научиться рисовать человека. И я считаю, что сделала колоссальный шаг вперед.
За год я узнала столько нового, сколько не узнала за годы учебы в вузе. Огромный пласт информации о разных графических материалах, их свойствах и способах применения. Например, не знала, что сангину можно растирать в порошок и рисовать кисточкой. Очень понравилась работа гуашью - оказывается ей можно делать (и быстро!) наброски. Главное открытие года - это цветные карандаши и аппликация. Карандаши оказались совсем не детской техникой, а представить,что пятиминутные наброски фигуры человека можно вырезать ножом из цветной бумажки, вообще не могла.
Очень интересным было одно из первых заданий - создание персонажа. Оказывается, я могу рисовать человека без человека. И, в продолжении темы, занятие "фигура в движении" тоже было необычным, развивающим воображение и пространственное видение. Считаю эти занятия полезными, потому что с их помощью можно научиться рисовать вне зависимости, есть ли перед тобой модель или её нет. Возможно, стоит объединить всё пройденное в теме "придуманный персонаж в ракурсе и движении"?
Было бы интересно порисовать портрет: как длительно, так и наброски в ракурсе или с мимикой.
Про модели. Они все безусловно прекрасны, но, видимо, специфика девчачьей группы влияет на то, что мы рисуем девчонок.
Что у меня не получается: совершенно не освоила линейный рисунок черной тонкой ручкой (ну не лежит к этому душа и всё)
Мне очень импонирует стиль Вашего Дмитрий общения с нами учениками: со всеми уважительно, ровно и по делу. Хотя все ученики разные, с разным уровнем подготовки, но во время просмотра Вы у каждого автора находите то, что удалось, положительное и интересное. Это всегда позитивно!»
Ася:
«Всем привет!
Тем, кто хочет попасть в группу, скажу сразу: вы в правильном направлении хотите. Больше вы нигде такого опыта рисования не получите.
Когда я попала в группу полгода назад, из всех возможных изобразительных средств у меня в арсенале была только линия. В рисунках царил хаос, бессвязность и феодальная раздробленность. Ангелы плакали, и ничто не могло меня утешить. Я не знала, как выделять в фигуре главное, не знала, как формулировать задачи в рисовании, не представляла даже, какой круг задач в принципе в этом поле существует. Ведь для того, чтобы выбрать задачу, нужно четко понимать, какие ценности в отображении формы первостепенны, как минимальными средствами, кратчайшим путем отобразить сложный трехмерный объект, как сформулировать пластическую идею или пластическое событие. Дело же не в том, чтобы нарисовать просто красивую или реалистичную картинку.
Дима учит анализировать форму, ставить задачи, видеть главное, выстраивать иерархию ценностей и мыслить структурно. Для меня удивительным открытием стала мысль, что картинка, сделанная логически, «от ума» , может быть красива задним числом, безинтенционно, как следствие правильно подобранных задач и средств, доминант и созвучий. Это не что иное как встреча с Абсолютом, потому что свидетельствует о том, что три грации, три главных атрибута божественного — истина, добро и красота — не просто существуют по отдельности (что само по себе радует), но могут быть выражены друг через друга, и таким образом подтвердить связь всего со всем и единую природу сущего. How cool is that, скажете вы! Это ли не лекарство от всех печалей.
Я по-прежнему в начале пути, и у меня впереди еще много открытий. Но теперь, когда я прихожу на занятие, я уже не хватаюсь судорожно за карандаш в растерянности или предвкушении спринта на перечисление изящных подробностей, не вырезаю маниакально силуэты. Я учусь варьировать приоритеты, стараюсь сфокусировать внимание и выбрать цель. Ангелы поют, и хаос отступает. Нынче я сам себе демиург.
Пока у меня в топе по полезности в понимании формы две темы — по сечениям и рисованию светом. О ракурсе мы говорим наверное на каждом занятии, потому что это краеугольная вещь. В топе по выворачиванию мозга и встрече с тем, чего я боюсь, — тема «модель и ее тень», поскольку здесь мы перестаем рисовать модель и заступаем в бескрайние пески всего, что ее окружает. И сам человек, теряя границы, превращается в среду и неизбежно в ней растворяется. Довольно зловеще.
Чего мне бы хотелось в будущем — повторения семинарского занятия, которое пришлось пропустить, и экзекуций на тему среды и стирания границ между предметами.
В общем большое спасибо Диме, роскошным моделям и всем участникам группы.»
Я очень рад тому, какой чудный коллектив сложился в этой группе по итогам двух лет — дружный, весёлый, очень работящий и азартный. Скажу прямо — работать с вами очень одно удовольствие, приятно видеть искренний интерес, полную отдачу и отличные (а местами даже по-серьёзному красивые) работы. Думаю, пора планировать рисовальную битву между двумя группами ) Заодно и перезнакомить вас.
Отвечу на вопросы и пожелания:
«И мне бы очень хотелось побольше заданий с каким-то законченным графическим листом в итоге»
Скоро!
«Оптимум для работы»
Опиум для работы )
«остро не хватает цвета и смелости его привнести в формате коротких набросков»
Думаю, не раз ещё вернёмся к этому.
«Одно занятия в неделю - это очень мало, я понимала это ещё когда шла на курс, и убедилась в этом. Не смотря на то что занятие длинное, три часа, при отсутствии постоянной, бесконечной практики, всё бесполезно. Возможно не всё, но, знания остаются теоретическими.
Лично мне (замечу, что именно мне, так как кто-то наоборот предпочитает более самостоятельный вид обучения, без указки, что и когда нужно делать) не хватает чего-то вроде домашнего задания. Я планировала ежедневно рисовать в той же стилистике и теми же материалами что и на последнем занятии, до следующего занятия, но, без дополнительного "пинка" в итоге этого не делаю.»
По умолчанию после пройденной темы домашкой является самостоятельное повторение темы. Если я считаю нужным посоветовать что-то индивидуальное — я это делаю. «Пинок» с моей стороны тут считаю неуместным, на самом занятии я делаю так, чтобы вы двигались в нужном направлении, любыми средствами. Но для закрепления знания и его осознанного использования важна добрая воля рисовальщика.
«Хочется заданий про голову и портрет, я понимаю, что сама все упустила, ведь это было в расчлененке, но может в будущем удастся повторить. Как-то чем дальше, тем интереснее какие-то истоковые задания, на форму как таковую»
О портрете много пишут. Учту.
«В силу личных особенностей и прочей загруженности, не хватает требовательности, может быть в виде домашек или определенного месячного плана по работам вне занятий для дальнейших обсуждений»
Про домашку уже писал выше, а с её проверкой сложнее — это займёт очень много времени. Но просьба не единичная, я подумаю над этим.
«Возможно, стоит объединить всё пройденное в теме "придуманный персонаж в ракурсе и движении"?»
Думаю мы просто повторим как-нибудь блок о персонаже, но уже с учётом всех минусов первого исполнения.
«Чего мне бы хотелось в будущем — повторения семинарского занятия, которое пришлось пропустить, и экзекуций на тему среды и стирания границ между предметами»
Семинар конечно будет, но он не нужен часто. Про среду будет обязательно.
Со своей стороны обещаю написать про большую часть интересных заданий, что уже выполнены. Не хватает времени и сил за это взяться.
С днём рождения!