Гриценко Наталья (skajilegko) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Гриценко Наталья
skajilegko
kruzhokskorogorisunka.ru

Category:

Репортаж о том, как прошел курс Марины Бородиной для начинающих "С чистого листа"


Серия иллюстраций участницы курса Екатерины.

Курс прошел с 4 по 8 января 2015 года и завершился открытым просмотром работ. Участникам удалось подружиться с простыми инструментами (черный и цветной карандаш, аппликация). Они прикоснулись и ежедневно ныряли с головой в общие для творчества вопросы: цели, средств, авторской идеи, выразительности, композиции, звучания, стиля, масштаба, материалов и инструментов, сроков и ограничений. С помощью курса хотелось вдохновить, придать смелости, дать первый толчок и показать горы интереснейших задач. И одновременно - научить использовать простые доступные инструменты, научить осознанному рисованию с уважением к натуре и к себе, озадачить и заинтересовать развитием собственного изобразительного языка. Все, что хотелось – достигнуто. Теперь мы знаем, чего хочется еще.


Задание 1.
Задача занятия: Почувствовать выразительность обычного мягкого черного карандаша, разнообразие и глубину линий и фактур. Примерить на себя рисование с натуры.

Работа Катерины.


Работа Василия.


Работа Натальи.


Наталья: авторское развитие темы.

Задание 2.
Освоение цветного карандаша, как увлекательного инструмента для графических решений.


Работа Натальи.


Работа Катерины.

Задание 3.
Ритмические композиции, ритмический натюрморт, аппликация.


Ритмическая композиция Василия.


Кристаллизация решения Катерины.


Итоговое решение Катерины.


Аппликация Натальи.


Аппликация Нины.




Аппликации Василия.

Задание 4.
Портрет. Персонаж в интерьере.


Работа Нины.


Работа Василия.






Работы Натальи.

Задание 5.
Серия иллюстраций. Задача - самостоятельно продумать и выполнить серию от выбора произведения, материала, композиции, довести до финального результата.


Работы Катерины.


Работы Нины.


Работы Натальи.


Работы Василия.

Сверхзадача.
Пробовать, смотреть варианты, осознанно выбирать решения.


Общий просмотр. Отбор для выставки.



























Марина Бородина:

"Большое спасибо всем участникам курса! Было приятно работать с вами, как с самостоятельными интересными авторами. Большое спасибо Нине Антоновой и Екатерине
Верченовой за фотографии."

Василий:

"Перед началом курса предлагалось сформулировать свою цель. Вот моя: "Я занимаюсь музыкой, представляю как она воспринимается со стороны слушателя и музыканта и хотел получить представление о работе/инструментах/языке художников, так как накопилось достаточное количество впечатлений как у зрителя."

Мои впечатления о курсе:

1) Формат курса хорошо продуман, мы успели много всего попробовать. В начале каждого занятия было вводное слово, в котором представлялись задачи, которые будут решаться, существующие способы их решения с примерами и рекомендации по выполнению задания на этот день. Многие вещи объяснялись во время самого процесса и это было эффективно.

2) Вообще в целом уровень объяснений на курсе был очень высок - все структурировано и логично. Комментарии в процессе работы были тоже очень полезны и всегда уместны. Самые интересные моменты прояснялись во время обсуждений с Мариной.

3) На курсе практически не уделялось внимания техническим деталям. Я никогда толком не рисовал, и никогда бы не стал делать то, что делал на курсе. Абсолютно не было фокуса на фотографическую точность. Наоборот - учились выделять главное, видеть интересные детали и доносить идеи с помощью выбранных средств (и выбирать сами средства под конкретную идею).

4) Очень интересно и важно для меня было то, что поиск и формулировка идеи для реализации были не менее значимой частью процесса, чем сама реализация и Марина помогала на этом этапе не меньше, чем на других.

5) Важно, что мы много делали. Дедлайны, как обычно, творят чудеса. Практически все задания довели до конца - прошли через все этапы создания работы. Это само по себе отличный опыт, но отличный вдвойне когда получаешь

6) Фидбек. Марина всегда не только отвечала на вопросы, но и давала критические комментарии, делилась соображениями и альтернативными вариантами на каждом этапе. Это основа любой эффективной работы, рисунок не исключение. Как и

7) Открытость. Все занятия прошли в творческой, конструктивной атмосфере. Без лишних оценочных суждений, без хорошо/плохо. Опять же, учитывая то, что я раньше не занимался рисованием, это было круто, потому что было легко погрузиться в сам процесс и работу над идеями, даже не смотря на явные промахи в реализации.

Наблюдения:

1) Процесс рисования оказался в тысячу раз более логичным, чем мне казалось. Логичным в том смысле, что практически каждое принятое решение подчиняется и приближает к выбранной цели, а не делается просто так.

2) Удивлен значением мелочей и акцентов. Вроде бы это понятно, но когда продумываешь сам - смотришь совсем с другой перспективы.

3) Осознал, как неистово сложно подбирать цвета. Никогда не сталкивался и не думал об этом. Работать в таких ограничениях очень круто. Вместе с тем

4) Осознал, сколько возможных решений отметается на каждом этапе, скольким приходится жертвовать. Хотя казалось бы, ограничений достаточно чтобы не мучаться с выбором.

5) Как во многих других делах - работает способ "сделай что-нибудь уже, а потом думай как доработать".

6) Сделал для себя вывод, что рисование (и visual arts в целом, наверное) это больше об иллюстрации идей, чем о передаче чувств. Наверное за счет того, что легче оценивать работу - художник на каждом этапе может остановиться, окинуть работу общим взглядом, оценить значение деталей/акцентов, свериться с изначальной идеей, сделать необходимые наброски, итд.

Предложения:

1) Возможно, имело смысл предложить желающим отдельно заплатить за готовые материалы для работы, чтобы не приходилось покупать то, что все равно не подойдет/будет худшего качества. Я например купил не те карандаши, у Марины такой проблемы бы не возникло) Но на практике материалов разумеется хватило на всех, и у многих уже было все, что им нужно.

2) Лекции: с одной стороны свою функцию выполняли и уделять на них больше времени было бы лишним, с другой стороны я бы послушал еще) Обзорная историческая информация была бы интересной по каждой из тем. С чего начинали, как делают сейчас, какие этапы были пройдены. Это несложно и самому найти, но лучше, когда это комментирует человек, который знает больше.

Отдельное предложение - сделайте курс с показом работ в середине, а не конце курса. Я думаю это будет очень круто."

Нина:

"Накануне нового года мне попался на глаза анонс курса Марины Бородиной «С чистого листа», и сразу стало ясно – вот оно, показалась долгожданная, нужная мне "дверь". Лучшего совпадения с моими интересами и не придумаешь –  я исследую для себя визуальную культуру, ее язык – так что с одной стороны, посмотрю на предмет своего интереса с нового угла, с другой же – поднаберусь умения в рисовании. Я люблю наблюдать и видеть, как затейливо связано все со всем. Это как игра. И как же здорово будет, научиться это видение
переносить из головы на лист бумаги.

С таким настроем и пошла на курс, и какое счастье, что все оказалось не так просто и не так однозначно. Курс многослойный, глубокий, темы переплетаются, раскрывая друг друга и открывая новые горизонты. Новыми для меня оказались техники аппликации и двух/трехцветного карандашного рисунка, да и самый вроде обычный черный (не простой!) карандаш. А самым большим подарком стала иллюстрация. Но главное, я теперь гораздо больше знаю о том, чего не знаю, и что хочу узнать и попробовать, соответственно. А это дорогого стоит!

Сами занятия, как изучение иностранного языка, когда начинают не с алфавита, а с погружения в среду, причем среду доброжелательную и поддерживающую. То есть с тобой сразу разговаривают как со взрослым (со взрослым художником, в нашем случае) на правильном языке, но если ты что-то не понял, повторят и объяснят столько, сколько нужно, и к 4-му дню, замечаешь, что все предыдущие три-то уже объединились в систему, и ты сам можешь на этом языке говорить о своей идее, о своей работе, о том, что получилось (что повторить) и что еще нужно сделать. Удивительное ощущение открытия языка!

 Особенно важным стало то, как Марина всегда мягко, но настойчиво возвращает к фокусу на изначальную задачу. Осознавая ее, свою личную задачу, пробуя, подбирая для нее технику (за несколько дней уже есть из чего выбрать), приобретаешь новую свободу - готовность как к успеху, так и неуспеху, поскольку понимаешь теперь, что делать и с одним, и с другим."

Екатерина:

"В начале 2015 года мне посчастливилось пройти курс рисования для начинающих "С чистого листа" Марины Бородиной. Именно "посчастливилось", потому что к тому моменту я уже точно знала, что мне просто необходимо попасть на занятия Кружка скорого рисунка. Бурную жизнь вокруг Кружка я наблюдала весь последний год, но присоединиться до сих не решалась, потому что ощущать себя чайником" среди уже рисующих не хотелось. А тут - курс для таких же начинающих...(К слову, я вообще-то не против вызовов (например, год назад, так же, в январе, я с большой пользой прошла интенсив по иллюстрации в Британке, понятия не имея, как правильно держать карандаш в руке. Однако весь мой опыт самообразования подсказывал, что если действительно хочешь начать рисовать, закройся от мира в тишине с опытным учителем и начни заполнять свой "чистый лист" с полным осознанием чему и зачем ты учишься).

Зачем мне рисунок? Я занимаюсь дизайном многостраничных изданий, знаю типографику. В один момент пришло понимание, что одной лишь типографики катастрофически не хватает, чтобы творить чудеса. Начала пробовать рисовать, использовать разные техники и материалы. Кое-что даже получалось, но нужно было двигаться дальше. Сделать осознанным и плодотворным дальнейшее освоение изобразительных средства - такова была моя цель...

Что поразительно, все мои ожидания от курса "С чистого листа" сбылись с точностью до вздоха. Открытия начались с первых минут, когда я узнала, что "умеет" черный карандаш в отличие от карандаша простого. Первые четыре дня мы рисовали и делали аппликации с натуры, не "из головы". Выбирали формат, предмет и рисовали предметы линиями, акцентируя внимание на одних и ослабляя другие .Цель была создать портрет "предмета с историей". Затем Марина показала нам способы штриховки, и от черно-белого рисования мы перешли к рисованию цветными карандашами. Учились подбирать основной, дополнительный цвет и цвет акцента, руководствуясь знаниями о цветовом круге. Благодаря терпеливым объяснениям преподавателя стало понятно, с чего начать работу, как увидеть в натуре главное и отсечь второстепенное, чтобы рассказать свою "историю". Какой выбрать ракурс, на что обращать внимание при работе со светом, как соотносить массы светлого и темного (а при работе с цветом - цветовые пятна). Как создать акцент в черно-белом и цветном рисунке, как передать глубину за счет расположения предметов по отношению друг к другу и т.д. Каждый раз закончивая рисунок, мы должны были решить, требуется ли ему подложка, нужно ли нарастить формат, как подписать работу. Перед рисованием основной работы, Марина показывала нам небольшую презентацию с картинками, а затем давала упражнения на разминку, тоже своего рода увлекательная игра. В последний день состоялось финальное занятие по созданию серии иллюстраций, а затем прошел просмотр работ участников курса и подведение итогов. Закончился курс, для меня же все только начинается. Иногда бывает, что процесс учебы проходит ярко и шумно, но когда все заканчивается, мысли улетучиваются, бодрость созидания покидает, вдохновение пропадает, а знаний в остатке почти "ноль". А вот из курса "С чистого листа" мне удалось вынести многое. Из постэффектов, самым ценным оказалось открытие внутреннего зрения. То есть, теперь я "вижу" готовый рисунок, глядя на натуру. А могу и не глядя "увидеть" в сознании картинку, причем "рассмотреть" ее в подробностях. Рисование с натуры превратилось для меня в осознанный и понятный процесс, и теперь я рисую все вокруг. Каждый день по 3-4 рисунка, потому что теперь я верю, что способна рисовать. После курса другими глазами смотрю и на чужие работы, "читая" их как страницы книги. Все эти новые навыки сразу же сказались наилучшим образом на моей повседневной дизайнерской практике.

Несколько слов о самом преподавателе. Те, кто говорил, что нам, как начинающим, с Мариной Бородиной очень повезло, говорили чистую правду. Такое интеллигентное, тонкое общение с учениками уже само по себе дорого. А вкупе с ее опытом  рисовальщика и добросовестностью педагога, привыкшего свои знания щедро отдавать, оно становится бесценным."

Наталия:

"Сейчас, по прошествии пары дней после окончания нашего замечательного курса, хочу выразить Вам свою глубочайшую благодарность!
В первую очередь за Ваше терпение и бесстрашие)))
Вы помогли мне осознать себя как художника – я была совершенно не уверена в себе и отчаянно бродила в каких-то дебрях. Ваша твердость и решительность заставила меня пересмотреть мое отношение к себе и к творческому процессу! Спасибо Вам!
Спасибо за столь структурную подачу знаний. Спасибо за новую технику, которая совершенно восхитительна и мне очень нравится.
От души желаю, чтобы Ваш курс занял постоянное место в структуре Кружка скорого рисунка."
Tags: - Марина Бородина, курс, отзывы, результаты, репортаж, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments