Задание для группы по воскресениям.
Дано: Три задания с ножом и цветной бумагой.
Задачи: Научиться организовывать лист с помощью пятен тона и цвета.
Это задание стало логическим продолжением темы с рисованием пятнами туши. Но на этот раз материал был менее «изобразительный» — цветная бумага. На всех трёх занятиях я просил группу принести интересные предметы, из которых составлял трудные спонтанные натюрморты. Смысл такой постановки в том, что она редко получается красивой и законченной сама по себе, она требует от участника активного поиска гармонии, внимательного изучения и осмысленного отбора необходимого. Красивая постановка с направленным светом и богатым антуражем отлично подходит для тренировки технических навыков, нам же предстояло развивать мозги. Такая постановка задачи провоцирует проектирование листа, глубокое переживание всех его частей, а не просто точное срисовывание очевидного. Особенно ценно это потому, что задание является вводным для работы в печатной графике, там отбор — самое важное. Побочным же эффектом является то, что все работы с одной и той же постановки получаются совершенно разными, каждый видит своё.
На первом занятии работали только чёрной бумагой. И если тушью мы наносили пятна на белый лист, постепенно проявляя изображение, то здесь сначала определялся формат и размер чёрного листа, от которого потом отрезалось всё лишнее. То есть, по сути это гравюра, но без печати. Все действия необходимо было просчитывать в голове, а резать сразу начисто — никакой разметки на листе. Из выразительных средств авторам оставалось соотношение пятна чёрного к белому листу, разная активность белого внутри чёрного пятна (которая достигается окружением белого разным количеством чёрного), разная фактура границ пятен и детали разного масштаба.
Аня:
Ксения:
Лиза:
Марина:
Наташа:
Оля:
Другая Оля:
Юля:
На втором занятии к чёрной бумаге добавился серый слой — для полутона. Теперь нужно было найти не только размер и форму чёрного и серого пятен, но и соотношение их друг с другом. Так как в столь ограниченной по средствам технике невозможно изобразить предметы во всём их многообразии, в задачу авторов входило также обобщение, включение предметов либо в состав одного из тонов, либо оставление его белой бумагой.
Аня:
Игорь:
Ксения:
Лиза:
Марина:
Наташа:
Оля:
На третьем занятии мы перешли к цвету. Помимо описанного выше тут нужно было соподчинить пятна цвета по количеству и насыщенности — какой отвечает за массу, какой за акцент, а какой их связывает. Важно было учитывать не только хроматические качества сочетаний, но и светлотные.
Аня:
Катя:
Лиза:
Марина:
Наташа:
Оля:
Другая Оля:
Я сам очень доволен результатами этого задания. А больше всего радует, что вся эта тяжеленная работа была не зря — любой из этих листов можно смело переводить в печатные техники, с минимальными изменениями.