Cлово Алле Полковниченко:
"Завершился курс «Портрет с плечевым поясом» в Кружке скорого рисунка. Поставлены были следующие задачи — прямое освещение, неглубокое пространство. Моделировка формы мягким дневным светом. Группа разношерстная — часть участников курса с некоторой подготовкой за плечами, часть портрет писали впервые. Первые задачи компоновки решаются на стадии эскиза. С этой частью задания группа справилась наиболее удачно. Перенос на формат и написание на формате портрета вызвали большее количество сложностей, связанных с композиционными поисками и непосредственно рисованием фигуры. Нетвердое понимание формы мешало во многом более выразительно с ней обходиться. Тональный разбор постоянно пытался стать тональной путаницей. Наиболее удачным в курсе оказался момент определения модели как художественного образа, наполненного переживаниями. В процессе обучения этот момент зачастую оказывается «за бортом». Пока мы учимся убедительно изображать пропорции и форму, уходим от кондовости в цветовых сочетаниях, забываем то, кого и зачем мы пишем. Художественная и образная составляющая работы тем не менее ключевые при рассмотрении портрета как искусства. И самые сложные для достижения. Нельзя ни научить находить образ серией приемов, ни объяснить как сделать произведение художественным. Можно только все время помнить о том, что же в портрете главное, и пытаться к нему двигаться. Хочется поздравить участников курса с приобщением к этому таинству искусства."
На первом занятии участники знакомились с моделью и делали наброски.
Далее - непривычный и трудный этап, работа без модели и поиск цветового и композиционного решения будущей работы. Традиционно много сложностей вызывает этап переноса эскиза на формат.
Кто-то успел завершить портрет, а кому-то немного не хватило времени. Итоговые работы:
Юлия:
"Основной своей цели я достигла. Это -- написать портрет более живописно и менее графично, чем я обычно это делаю. Алла помогла с теплохолодностью, мягкостью переходов. Вообще, Алла ни на минуту не прекращала преподавательской деятельности. Обходила каждого с интервалом в 10 минут. Это очень помогло группе, т. к. некоторые портрет писали в первый раз, и помощь была жизненно необходима.
Еще плюсы -- эскиз, по которому строилась композиция и разбирался тон и цвет. К моему удивлению, эскиз без модели дался даже легче, чем в присутствии оной. Видя модель в предыдущий день, зарисовывая ее, мы ее запомнили и цветовой эскиз делали уже по памяти, не путаясь в деталях Вывод:. стадия отбора прошла проще. Одно занятие было посвящено анатомии, что тоже, безусловно, помогло построить голову.
Композиция: здесь у меня загвоздка, т. к. композицию я не дотянула. В эскизе она состоялась, в портрете -- нет. Но тут уже минус не Аллы, а мой собственный, либо нехватка времени, либо, надо было таки поглядывать на эскиз. :). Придется дома холст доделывать.
На следующий интенсив, по-возможности, пойду и буду ОЧЕНЬ стараться довести работу до конца на месте.
С уважением,
Юлия"
Наташа:
"В этом отзыве нужно часто использовать слово «впервые». Я впервые на курсе кружка, и портрет писала впервые. Поэтому – сплошные открытия. И поэтому сумбурно.
Задачи, которые ставила перед собой перед началом курса, я вспоминаю с трудом, потому что поставила я их формально. Первое открытие: в рисовании можно и нужно, и интересно ставить перед собой задачи, формулировать их для себя, а не «просто рисовать, что получается». В процессе, ближе к концу курса, поняла, что рисовать, как получится неинтересно. А рисовать, как интересно – интересно. Хотя и сложно. Из задач решенных: удалось увязать (хотя бы начать увязывать) представление как и что в голове устроено (анатомию) с умением видеть форму, переломы формы. Одной из задач было научиться вести работу от начала и до конца, не пропуская важных этапов. Для себя поняла, что не важных, проходных этапов в цепочке набросок-компоновка-цветовой эскиз-большая работа нет, и пропуск любого из них, халтура – ведет к провалу всего дела. Пока не получается понимать, когда же нужно переходить к следующему этапу (нужен кто-то, кто подойдет и скажет «хватит красить!»), не хватает внутренней организованности и понимания, но это, полагаю дело практики. «Все тайное становится явным» - обнаружила свои слабые места. Справилась с большим для себя форматом. Из задач не поставленных, но затронутых – цвет. Море цвета. И проблемы тона. И цветовые отношения. Вообще, многие заклинания вроде «работать цветовыми отношениями», взять цвет «поплотней» стали ну не то что понятными, но более ясными, понятными на интуитивном уровне.
А из важных мелочей понравилось расписание, которое позволяет писать отдохнувшим на выходных а не «после» или «между» важных дел. Невольно приходится думать над работой в течение недели. Да, и еще отведенное время на сборы-разборы, которые не откусывали времени от живописи… и все-таки времени не хватило! Хотя это задача для дальнейшей работы – научиться вписываться в поставленные сроки.
Спасибо Алле – за интенсивный процесс, ненавязчивую помощь, бодрящий юмор. За серьезность и несерьезность одновременно. За рабочее настроение. Спасибо соучастникам и кружку. Было отлично!"
Витя:
"Спасибо Алле за отличный курс. Как и предыдущий пленерно-студийный он прошёл на высочайшем педагогически-деспотическом уровне) Если говорить о результатах - далеко не все цели которые я ставил себе на этот курс оказались достигнуты, лично для меня он показался неожиданно гораздо более сложным, чем летний. Буду работать над проблемными местами в следующих частях этой серии и самостоятельно.
Что понравилось: как обычно всё было на высоком уровне - и организация, и программа курса, она была продуманной и насыщенной, советы Аллы были полезны и к месту, хоть иногда и хотелось кинуть чем-нибудь тяжёлым))
Из плохого: были огромные проблемы с естественным освещением. В некоторые пасмурные дни было совершенно невозможно писать - цвет не был виден не только на модели, которая сидела далеко от окон, возле стены, но и даже на палитре не было видно и что смешиваешь что кладёшь на холст.
Курсом остался доволен, планирую участвовать и в последующих мероприятиях из цикла про обнажёнку."
После новогодних праздников будет второй интенсивный курс этого цикла: полуфигура, мужская модель. Не пропустите.