Задание для группы по воскресениям.
Дано: Два занятия с тушью и кистью.
Задача: Научиться организовывать лист с помощью чёрного и белого.
Это очень трудное задание на понимание самой важной для графика вещи — что происходит с листом, как плоскость изображения соотносится с его плоскостью, а края изображения — с краями листа, как «белое» бумаги соотносится с «чёрным» изображения. Работая тушью, карандашом или чем-то ещё, мы рисуем не самим материалом, а белой бумагой, оставляя её в необходимых местах, в необходимых количествах, с необходимым напряжением. Поняв это, мы выходим на новый изобразительный уровень.
На этих занятиях мы рисовали два натюрморта со множеством случайных предметов. Вот такие:
На первом занятии нужно было просто вычистить изображение до той степени, чтобы оно стало понятным в чёрно-белом варианте. На втором занятии задания было два: первое — нарисовать натюрморт оставляя белые фрагменты внутри большого чёрного пятна, второе — нарисовать его же, но всего несколькими пятнами чёрного внутри большого белого так, чтобы получился очень емкий и законченный знак. В обоих случаях важно было давать белому возможность «затекать» из фона в изображение. Изолировать его чёрной обводкой следовало только в качестве акцента. Изолированный белый выглядит ярче белого на фоне, а «затекающий» в изображение белый из фона привязывает рисунок к плоскости листа.
Отдельной задачей перед группой я ставил гармоничное соотношение пятна изображения к остальному листу. Одно изображение требует широких полей вокруг, другое хочет быть почти в распор листа. все эти вещи нужно было учесть и продумать ещё до начала работы, так как никакой разметки карандашом делать было нельзя, рисовали сразу начисто кистью.
В данном случае принцип взаимоотношения листа с изображением доведён до гротеска самим материалом — чёрной тушью, но он точно так же работает и в любой другой технике.
Я сам доволен тем, как у ребят получилось:
Аня:
Геля:
Ирина:
Игорь:
Ксения:
Лиза:
Марина:
Оля:
Другая Оля:
Юля: