Первый опыт совместного мероприятия с Третьяковской галереей прошёл прекрасно. Да и погода в этот раз крепилась до последнего — буря началась аккурат после того, как мы закончили просмотр.
От прошлого велопленэра, чисто рисовального, этот отличался тем, что был провёден по экскурсионному маршруту, специально созданному специалистами Третьяковской галереи под выставку Александра Головина. Помимо меня и участников в этот раз по маршруту ехали также сотрудники Третьяковки — Мария рассказывала нам о местах, связанных с творчеством Головина, театром и архитектурой модерна, а Евгений профессионально фотографировал процесс (в этом рассказе использованы его фото и фото участников мероприятия).
По программе было намечено семь остановок для экскурсии, а в четырёх из них участники получили также и рисовальные задания, на выполнение которых отводилось не более двадцати минут. В отличии от прошлого велопленэра, задания в этот раз были не только формальными развивающими упражнениями, но были также непосредственно связаны с местом, где они выполнялись.
Маршрут выглядел вот так.
Мы встретились на Театральной площади. Перед началом поездки состоялся вводный рассказ о маршруте в целом, а также о гостинице Метрополь и Большом театре.
Первая остановка в Камергерском у здания МХТ им. Чехова. Тут был рассказ о самом театре, его музее, о работе Александра Головина с костюмами и декорациями.
Следующая остановка совсем недалеко — у Музея-квартиры Мейерхольда в Брюсовом переулке.
Там ребята получили первое рисовальное задание — исполнить выбранную самостоятельно композицию только линией, без исправлений, без штриха. Также нужно было убрать из композиции все атрибуты современности — машины, шлагбаумы и прочее.
Далее — остановка во дворе Музея Станиславского в Леонтьевском переулке. Там мы слушали рассказ о самом режиссёре и здании, весьма примечательном. А задание заключалось в том, чтобы нарисовать двор особняка используя только пятна разной плотности и фактуры, стараясь передать атмосферу. Кроме этого снова нужно было убрать все признаки современного города.
Далее — выезд на бульварное кольцо.
На Гоголевском бульваре мы сделали небольшую остановку у доходного дома Бочаровых, построенного Львом Кекушевым, одним из самых ярких архитектров московского модерна.
Следующая остановка у «дома с рюмкой» — доходного дома Филатова на Остоженке, построенного Эрнстом‑Рихардом Нирнзее.
Там участники получили следующее задание — выбрать в обильном декоративном убранстве дома полюбившийся фрагмент и отрисовать его насколько возможно точно и подробно.
Завершила тему архитектуры московского модерна остановка у особняка Кекушевой. Это яркое сложносочинённое здание нужно было нарисовать целиком, начав с простых геометрических объёмов из которых состоит любая, даже самая вычурная посторойка того времени. А потом постепенно «одеть» эти простые объёмы декором. От простого к сложному, от конструктива к отделке.
После завершения последнего задания мы направились на Крымский Вал к зданию Третьяковской галереи. Там, прямо на стене, мы сделали из всех работ небольшую экспозицию.
Рисовальная часть была завершена просмотром с подведением итогов и отмечанием лучших работ каждого автора.
Но велопленэр на этом не закончился. Далее Мария проводила всех желающих участников на выставку Александра Головина, рассказала о разделах экспозиции и о некоторых отдельных экспонатах. Участники велопленэра смогли увидеть вживую многое из того, о чём услышали во время экскурсионной части мероприятия. Мы начали маршрут с майоликовых панно Головина на фасаде Метрополя, а закончили, в частности, эскизами этих панно на выставке.
Вот, что ребята нарисовали по заданиям. Имена авторов — в названии файлов.
Линия:
Пятно:
Деталь:
От простого к сложному:
Публикую также несколько отзывов участников о мероприятии:
Настя:
«Обычно я катаюсь на роликах. По Москве на велосипеде ехала впервые. Массу новых впечатлений я получила еще по дороге к месту сбора группы. Москва для велосипедиста совсем другая! Еще сегодня же День ВДВ, а велик я брала в прокате рядом с Парком Горького))
Очень рекомендую такие прогулки, если город кажется скучным или давно не было отпуска. После экскурсии начинаешь по-другому смотреть на знакомые места, мимо которых механически проходишь.
Еще приятно выйти в город и порисовать в компании. Такой опыт у меня уже был и я вспомнила, как же это круто!
Не хватало еды, воды и времени на рисование. Но я так себе это и представляла. Это как маленькое приключение».
Диана:
«Отличный получился плэнер, а часть с экскурсией, помимо того, что она была интересная и познавательная, давала возможность перевести дух и немного отдохнуть. Маша все очень здорово рассказывала, а то, что потом была возможность посмотреть выставку, тоже с небольшими комментариями просто замечательно.
Из рисовальных заданий мне больше остальных понравились про рисование пятном и последнее, в последнем еще и очень понравилось здание, которое мы рисовали.
Про то, чего не хватало. По сравнению с первым плэнером, немного маловато было именно рисования, но вы об этом предупреждали».
Саша:
«В целом мероприятие отличное. Я боялась, что будет безумно жарко, а получилось в самый раз.
В экскурсионной части был не совсем понятен выбор образцов архитектуры модерна: доходные дома и Бочарова и Филатова, на мой вкус, не самые удачные из того, что можно было посмотреть по дороге. А вот особняк Кекушевой - это, конечно, восторг.
По содержанию понравилось, но было мало:) Очевидно, что тема бездонная, и все же не хватило какого-то общего контекста, потому что это же целая эпоха, и Головин был не сам по себе и модерн разный и по-разному развивался, например, в Москве и в Петербурге. То есть, мне неясно, на какую аудиторию был рассчитан рассказ.
В рисовальной части было бы хорошо иметь раскладной стул, все-таки сидушка очень диктует ракурс "от земли", я это учту на будущее. В остальном это именно то, что мне было нужно - узкая тема, ограниченное время, обратная связь по ходу дела. Только на просмотре было как-то суетно что ли, и я не успела осознать все работы.
Очень надеюсь, что смогу использовать новый опыт в самостоятельной работе».
Алексей:
«Мне понравилось вообще всё. Очень понравился такой формат рисования в темпе.
Ещё раз спасибо».
Ксения:
«Большое тебе спасибо за этот чудесный велопленер! Это вообще замечательно, что ты такое придумал. И по улочкам красивым прокатились и порисовали. Обычно я избегаю катание по городу на веле, а тут неожиданно для себя получила столько удовольствия! Я даже не ожидала, что на столько будет классно и весело! :)
Экскурсия интересная. Понравились биографические сводочки и рассказы о историях созданий. Маша оч приятная молодая девушка. Понравилось, как рассказывала, со знанием дела и увлеченно :)
Рисовательные задания были, как всегда, от привычных и понятных, до совсем непонятных. Удивительно то, что задание, которое было для меня ну самым странным и вообще не понятно, с какой стороны подступить, в итоге получилось самой удачной картинкой.
Определенно стало интереснее ходить по улочкам города! :)»
Пряша:
«Сами задания были, как всегда, прекрасны и полезны, но меня приятно порадовало обращение к архитектуре, так как построение работы на одном здании или его части для меня всегда было очень трудным.
Экскурсионная часть мне понравилась даже несмотря на множество таких очевидных сложностей, как шум, спешка и велосипед, вечно стремившийся куда-нибудь упасть.
Формат мероприятия более всего, по-моему, вышел похож на занятие по пятиборью. Может можно было бы как-нибудь совместить экскурсионную часть с рисовальной: группа выполняет задания,слушая при этом вдохновляющую биографию художника. Но это ограничивало бы свободу перемещения, так что это предложение на грани мечтаний.
Тем не менее, мне кажется, всё вышло очень удачно: участники прекрасно подходили друг другу по скорости, настроению и мыслям.
Надеюсь в будущем ещё раз поучаствовать в подобном мероприятии. Спасибо!»
Я сам очень доволен мероприятием. Очень надеюсь, что наше сотрудничество с Третьяковской галереей продолжится, потому что мне бы хотелось освоить более длинный и насыщенный маршрут.
К слову о маршруте — вы можете сами в любой момент прокатиться по нему, используя специальное мобильное приложение.
Рассказ о мероприятии на сайте Третьяковки.
Фейсбук галереи.
И бонус о велопленэре, как формате и начинании. Пример оказался заразительным для наших коллег из школы «Пора рисовать» и теперь велопленэр состоится в Санкт-Петербурге, чему я очень рад. Где ещё проводить такое, если не в Питере.