Задание для группы по воскресениям.
Дано: Три занятия, один выбранный художник и странный натюрморт.
Задача: Понять, что и как делает выбранный автор, постараться думать и рисовать как он.
Есть мнение, что копирование работ других художников — это скучная механическая работа, которая развивает только технические навыки и в которой нет места творчеству. В случае, когда задача стоит именно как механический перенос — чтобы было «похоже» на оригинал, это мнение верно. Но есть и другой подход к копированию, который я опробовал на воскресной группе и который доступен каждому.
Участникам группы нужно было выбрать милого сердцу графика и принести на занятие несколько репродукций его работ. Далее задание было разделено на два смысловых этапа:
1. Я попросил каждого рассказать о своём художнике — почему выбран именно он (она), что привлекло в его (её) работах. После после этого началось копирование одной из работ. Особое внимание обращалось на задачу художника в данном конкретном рисунке, материалы и технологию работы с ними — что автор делает сначала, а что потом, как он работает с листом, где он ставит акцент, да и ставит ли вообще. Важно было сделать не фотографически точную копию, а рисовать так же, как автор — с той же динамикой, с той же мерой завершённости. Как будто мы рисуем его рукой с натуры.
2. После того как копия (или несколько) были завершены, каждый из участников по моей просьбе назвал три основные, по его мнению, качества работ выбранного им художника. Я попросил запомнить эти качества. После этого из предметов, принесённых каждым из дома, был составлен случайный натюрморт, в котором не было единообразия, не было заложенной изначально красоты и гармонии. Натюрморт-салат. Вот такой:
На основе этого натюрморта (или даже интерьера с этим натюрмортом) участникам было предложено нарисовать одну или несколько работ в манере выбранного автора, руководствуясь теми самыми тремя главными качествами и уже понятой на примере копии технологией. Вот это, на мой взгляд, как раз то, для чего мы анализируем работы художников, копируем их — чтобы аккумулировать в себе приёмы, подходы, методы разных авторов и применять их осознанно, как инструмент. Работы с одного и того же натюрморта вышли в итоге неузнаваемо разными.
Вот что получилось:
Аня и Михаил Александрович Врубель.
Копии:
Натюрморт:
Игорь и Александр Андреевич Ливанов.
Копия:
Натюрморт:
Наташа и Татьяна Алексеевна Маврина.
Копия:
Натюрморт:
Оксана и Александр Андреевич Ливанов.
Копии:
Натюрморт:
Оля и Георгий Семёнович Верейский.
Копии:
Другая Оля и Виктор Аронович Дувидов.
Копии:
Натюрморт и интерьер:
Полина и Галина Александровна Макавеева.
Копия:
Натюрморт:
И ещё один домашний:
Света и Май Петрович Митурич.
Копия:
Натюрморт:
Таня и Лаура Карлин.
Копия:
Натюрморт:
Юля и Эгон Шиле.
Интерьеры:
Это очень интересный и полезный процесс, настоятельно рекомендую попробовать.