Франческо Бонсиньори «Портрет Джанфранческо Гонзага»
Джованни Баттиста Морони «Портрет молодого человека».
В Пушкинском музее идёт, несомненно, одна из главных выставок сезона — «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо». Когда в Москву привозят что-то связанное с итальянским Возрождением — это всегда событие, потому, что в отличии от, например, импрессионистов и постимпрессионистов, в наших музеях этот огромный пласт культуры представлен слабо — почти всё находится в самой Италии. Выставка конечно же подлежит обязательному посещению. Разумеется, далеко не все представленные работы являются шедеврами, скажу больше — есть совсем среднестатистические. Но общий уровень очень хорош, а несколько работ просто изумительны. Для меня это прежде всего портреты, оба представлены выше — один кисти Бонсиньори (фото вообще ничего не передаёт, там тончайшая работа в деталях и совершенно сказочный колорит), на выставку за 500 рублей можно идти уже ради неё одной. А второй — Морони, который удивил не ко времени веласкесовским реализмом (работа середины XVI века). Кроме этого есть «Мадонна с младенцем» Якопо да Мессина, прекрасного колорита и деталей.
До 27-го июля.
Борис Григорьев.
Там же идёт выставка «Искусство как профессия. Собрание Майи и Анатолия Беккерман». Как и прошлая выставка из цикла, посвящённому частным собраниям, экспозиция этой тоже вызывает вопросы. Очень много проходного, а есть и просто откровенно плохие вещи. То есть, я понимаю, что если на куске холста написано «Бурлюк» или «Судейкин», то это неплохое вложение денег для коллекционера. Но зачем показывать это в Пушкинском, если у того же Бурлюка или Судейкина есть произведения, ценные не только материально, но и живописно. На аукционах такие работы выглядят гораздо уместнее. Возможно это ещё следствие того, что сначала я смотрел итальянцев, но на выставке мне не понравилось практически ничего, прошёл быстрым шагом. Из немногих стоящих вещей — фактурный портрет девочки работы Григорьева, пара неизвестных работ Гончаровой, ранний Ларионов, фешинский портрет Бурлюка и пара рисунков Яковлева.
До 1-го июня, у вас ещё два дня.
Александр Головин «Девочка и фарфор (Фрося)»
В Третьяковке, что на Крымском, давно уже идёт большая выставка работ Александра Головина. Я работ Головина вживую видел очень мало, поэтому выставки ждал и шёл туда с интересом. Но как всегда в случае с такими выставками количество работ сыграло не в плюс, а в минус. Работы-то хорошие. Головин — большой мастер темперы, есть красивые вещи, есть интересные технически. Но из-за того, что работ слишком много, от повторяющегося приёма (листики, розы, фарфоровые вазы) начинает рябить в глазах и подташнивать. Это конечно не абсолютно одинаковая потоковая живопись Коровина с фиолетовыми тенями, класс работ повыше, но тоже утомительно. Глаз немного отдыхает на эскизах к театральным костюмам (есть очень красивые по цвету), но их тоже слишком много. Больше всего запомнился портрет девочки, очень живой.
До 24-го августа.
Такой вот исключительно портретный обзор.