Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
kruzhokskorogorisunka.ru

Categories:

Три года учебной группе по воскресениям

На днях исполнилось три года самой первой моей группе, той, в которой мы говорим про всё, кроме рисования человеческой фигуры — о рисовании вообще, о композиции, форме, пространстве. О различных техниках и о том, как разумно их применять. Мы рисовали предметы, интерьеры, животных, природу и город. Рисовали с натуры и по воображению, делали иллюстрации и печатную графику. Вот даже книгу делаем.
На самом деле в начале групп таких было две, но потом самые активные укомпоновались в одну. Собственно, даже сейчас, по прошествии трёх лет в этой группе активно работает несколько человек ещё с того, первого набора. И я очень этому рад — значит им всё ещё интересно.

Я традиционно предложил всем написать честный отзыв о работе группы, чтобы подвести промежуточный итог, сделать выводы и наказать несогласных. Эти самые отзывы я предлагаю вашему вниманию без какой-либо цензуры, в порядке поступления.

Наташа:



«Если вторничная группа - это группа, где происходит обучение рисунку, то воскресное собрание я понимаю не как группу, а как сообщество. На сегодня оно, по-моему, уже не об учебе. Или об Учебе в высшем понимании этого слова. Для меня сейчас это ситуация, которая, во-первых, показывает тебе самому, кто ты и чего ты стоишь, во-вторых, помогает понять, где твое, а где - нет через принятие либо отрицание заданий. Собрание, которое помогает определить себя в общем потоке, и понять, а тот ли это вообще поток, на своем ли ты месте.

Исходя из этого, говорить о том, что мне нравится, а что - нет, я полагаю некорректным. Речь может идти об актуальности заданий для меня на данном этапе развития и о каких-то личных открытиях. Мне больше всего сейчас интересны проектные задания, нацеленные на создание законченной вещи в материале.

Спасибо, Дима. Спасибо, все, с кем мы работаем вместе и рядом. Я не встречала ничего и близко похожего на то, что происходит у нас. Удивительно присутствовать при росте и быть частью такого высокоразвитого организма, и очень интересно, во что он эволюционирует дальше».



Таня:



«Димины занятия хороши много чем. Во-первых, мне нравится, что формат занятия заставляет нас быстро соображать и находить решение за ограниченное время. В таких условиях приходится концентрироваться и прилагать все усилия, что зачастую сложно сделать самому, когда много отвлекающих факторов.

Я очень люблю, когда вместо привычного занятия в мастерской, Дима ведёт нас рисовать в интересные места, например в музей индустриальной культуры,флигель «Руину», или на набережную Москвы-реки. Потом очень здорово, что мы пробуем новые техники, вроде цветной монотипии. Эта техника далась мне нелегко, потому что многое в ней зависит от станка, но тем и ценнее результат, ну а опыт вообще не оценить.

И вообще, я удивляюсь Диминой фантазии. Столько необычных заданий, это уникальный формат для занятий. Благодаря такому разнообразию задач, которые нам приходится решать, любой найдёт для себя полезное. Ребята в группе очень толковые и талантливые, а Дима умеет направлять наши способности в нужное русло. Он очень хороший преподаватель, по-моему, один из лучших, так что нам повезло. Из минусов только то, что занятие по воскресениям, так что не всегда получается ходить.

Хотелось бы попробовать еще техник. Мне очень интересным показалось занятие, когда ребята делали свои работы в стиле мастеров графики. Ещё, раз становится тепло, жду когда мы пойдём на пленер (на блошиный рынок или может на матч по регби какой-нибудь)»


Оля:



«Безумно рада быть в группе. С каждым занятием все больше понимаю, как же мне повезло:) Люблю разные-прекрасные темы, возможность попробовать и развить и отсутствие скуки. Спасибо:)»

Юля:



«С каждым годом группа все хорошеет, задания становятся изощреннее, запутаннее и сложнее и тем интереснее. Спасибо, Дима, за работу, за помощь, за терпение и за все-все возможности!»

Аня:



«Очень удивилась, что всего 3 года прошло, мне казалось, больше. Значит за это время действительно многое поменялось. Например, я перестала считать себя жестоко обделенной судьбой из-за отсутствия художественного образования, поверила, что многому могу научиться, даже тому, чего я до сих пор не умею, оценила редкую возможность не тратить силы и время на именно мне ненужное. Вообще очень расширились горизонты, я пришла к Диме на занятия очарованная и очень сосредоточенная на графике, графикой мы и занимаемся, но так, что где-то на пространствах этих трех лет мне захотелось думать и снова смотреть на живопись, я вдруг и впервые стала видеть скульптуру (раньше у меня глаз проскальзывал мимо любого памятника, ибо 'памятники это так скучно') , гораздо глубже чувствовать архитектуру и пространство. Очень важно, что вижу больше красивого, очень много красивого, все время вижу. Но и рисовать действительно стала лучше, в последние время борьба с техническими трудностями начинает уступать место задачам по интереснее, тут конечно огромную роль играет и эволюционная составляющая группы, за последний год задания очень сильно перефокусировались с технических на те, в которых замысел первичен, а технические задачи решаются по ходу. Я очень рада , что поднялась на эту ступень.
Да, пользуясь случаем, Дима, отдельное спасибо за трехмерные задания с цилиндром и кубом, прямо-таки открытие года, никогда не рассматривала для себя возможность работы вне плоскости, и тут вдруг появилсось какое-то представление, как это вообще возможно, думать на подобные темы, и что я тоже могу и что-то понимаю. Совершенно неожиданный задел, жаль без перспектив развития в ближайшее время.
Чего бы еще хотелось? Итак всего много, продолжать в том же духе, закончить книгу, плотного пленэрного рисования весной-летом, еще заданий по работе в технике того или иного художника».


Геля:



«Мое посещение группы началось с того, что туда хотела попасть моя знакомая, а в итоге чудесным образом там оказалась я. И очень рада такому стечению обстоятельств. К тому моменту за плечами были два года интенсивного обучения графике в институте, но в полной мере этот вид искусства я так и не осмыслила и не почувствовала, а хотелось. Очень. Не было людей , практикующих это, ежедневно и честно. Плюс косные академические каноны не давали вздохнуть полной грудью, везде был образовательный формат. Обучение/посещение группы же для меня стало определенным типом художественной гимнастики. Задания не вписываются в большинстве своем ни в один учебный курс ( я, по крайней мере, с этим не сталкивалась) , включают в себя активную практику графических техник и , что самое приятное, активное содействие головы работе рук. Нахождение баланса в последнем достичь не всегда удается, но как приятно, когда все-таки да. И везде эта неподкупная честность-честно пленерить в пресыщенных народом местах, честно перерабатывать это дома, честно обсуждать работы ( где находится, к удивлению, не только плохое; и находится практически всегда). Это определенный "взгляд снизу", из временной ниши студента. Понятно, что базовое академическое образование нужно всем, кто в этом заинтересован, но как же не хватает таких интегрировавших в себя совершенно разные вещи творческих "забегов". Это допинг, не знаю, как без него обходятся другие. Об обратной стороне медали говорить еще рано, в группе я фактически не больше полугода, претензий, даже утаенных и неозвученных, не имею, разве что пока к себе».

Маша:



«дима привет!

занятия - радость от содействия, сочувствия, внимания. от тонкого ироничного диминого слога.
важнейший художнику разговор об идее, развитии проекта. оттого в миг градом неисчислимое количество решений.

еще - редкая возможность услышать коротко сильную умную критику.

спасибо!»


Другая Оля:



«Если быть краткой, то мне очень нравится заниматься у Димы, иначе, я бы не ходила еще и в группу по вторникам.

А если писать развернуто, то мне очень импонирует методика преподавания Димы, что есть четкая структура, как отдельно взятого занятия, так и развития в целом. Нравится, что темы всегда разносторонние, и что порой Дима задаёт нам настолько нетривиальные задачи, над которыми приходится размышлять как над ребусом. И эти задачи приходится решать не только посредством практического навыка рисования, но и путём долгого обдумывания и нахождения именно своего пути решения. Учит нас ни в коем случае не срисовывать, а рисовать вдумчиво и осознанно. Всегда старается, чтобы ученик на каждом занятии прыгнул немножечко выше своих возможностей, проявил некое сверх усилие над собой, что очень хорошо сказывается на развитии.Иногда после таких вот сверх стараний и сверх усилий, ты вдруг осознаешь, что оказывается ты можешь сделать то, чего раньше, думал, не мог.

Еще Дима очень грамотный педагог, который никогда нам не навязывает своего мнения.
А дает возможность самому решить как поступить со словами: “Ну вы же автор, вам и решать!” :)
И еще много, много очень полезных замечаний, которые просто не могут пройти бесследно и не замечено.

Из пожеланий, меня мучает вопрос, как создаются большие графические работы, формата, скажем, А1 или даже больше.
Как работать с большим форматом? Хотелось бы научиться.

С нетерпением жду солнца и тепла, чтобы начать ходить и рисовать в различные интересные места )
Очень понравился наш летний поход в музей архитектуры!

Ну и, напоследок, очень рада, что у нас есть Дима )
Спасибо группе и Диме!»


Полина:



«Я писала Диме письмо год назад с просьбой взять меня в группу, аргументируя необходимость для меня этих занятий неумением довести до конца начатую работу, довести мысль до логического завершения, убедительно ее воплотить. И на какое занятие не глянь, мы весь год занимались конкретно этими проблемами. Конечно от всех своих недугов я не избавилась, но какой огромный шаг на пути сделала! Не смотря на то, что почти все крупные темы я пропускала более чем на 50 процентов, и потому они мною осуществлены так и не были (хотя я совершенно точно вернусь к авторской книге), я чувствую себя сильно возросшей. Ощущение, что Дима включил у меня в голове нужный рубильник, и свет зажегся там, где раньше была тьма) И темы каждый раз такие полезные, наработки с занятий очень помогают мне в учебе и в жизни.
На предмет просьб и предложений: мне очень хочется повторения заданий, на задачи именно рисовательные, я пришла поздно и ненарисовалась вдоволь странных натюрмортов из непонятных предметов) Дословное их повторение конечно вряд ли будет всем интересно, но может в какой-нибудь интерпретации это возможно.
Спасибо огромное, Дима, занятия так хороши, что моих слов не достаточно, я еще охаю и прижимаю руки к груди за кадром».


Ирина:



«За три года группа заметно продвинулась вперед. Мне это, возможно, бросается в глаза, потому что я посещаю занятия недостаточно часто.
Начав когда-то с упражнений в рисунке и композиции, не совсем обычных, но все-таки ожидаемых, группа неожиданно для меня поднялась на качественно иной уровень. Не уверена даже, что такому и так вообще где-нибудь учат.
Занятия в группе воспитывают совершенно новый для меня подход к себе и своей художественно- творческой деятельности - не как к хобби и приятному времяпровождению, а как к серьезному делу. Я вдруг узнала, что творческий проект - это самый настоящий проект, со всеми свойствами проекта. В моей менеджерской жизни у меня бывало множество проектов, но среди них не было ни одного творческого. Теперь есть =)»


Света:



«Воскресная группа максимально соответствует моим пожеланиям в учебе рисованию. В процессе рисования у меня регулярно назревают практические вопросы, например:
1. Как рисовать городские пространства, интерьеры, сочетать их с людьми.
2. Чуть позже: как вести длительные работы.

Сначала я присоединилась к летнему рисованию в городе и освоила азы рисования зданий и большого пространства вообще. И предвкушаю продолжение этой линии.
Что касается второго пункта, то я очень ценю схватывание и передачу сути в быстром рисунке, это отдельное и очень емкое занятие, такая практика очень-в-себе.

Но, по мере нарастания количества зарисовок, возникает и другое желание – вынырнуть на поверхность и представить этот результат в виде законченных графических работ и проектов. Тут-то и начинается учеба, для которой стоит запастись терпением – освоение разнообразных средств, технические секреты, доделка и переделывание. Иногда очень трудно бороться с собственным же сопротивлением, но я чувствую, насколько важно прорубить это направление. Я рада, что нет необходимости собирать крохи по интернету и подглядывать за чье-то плечо, что можно задать все вопросы прямо и посмотреть на работу коллег – Дима часто предлагает общую выкладку рисунков в конце занятия. В общем, это все как-то хорошо, доброжелательно, своевременно и удачно по форме, поэтому я желаю продолжать в том же духе».


Игорь:



«Я знаю Диму много лет, поэтому уровень преподавания и количество полезной информации на занятиях меня ничуть не удивляют. Он всегда умел объяснить сложное простыми словами, донести смысл через заковыристую метафору или шутку, не продавливая при этом своё решение задачи, а давая возможность человеку найти его самому. Глубокие и сложные задания чередуются с бодрыми и весёлыми, почти игровыми. Каждый ученик имеет возможность проявить свои сильные стороны и прокачать слабые.

Ничего плохого о занятиях сказать, увы, не могу.
Ну и группа собралась замечательная, ага.
Спасибо, Дима)»


Оксана:



«Дима, за воскресные занятия хочется сказать большущее спасибо!
За интереснейшие задания, возможность узнать и попробовать неведомые до сих пор и столь разнообразные техники, за такую продуманную программу, просто подарок, а не программу. Задания, благодаря которым можно по-разному прочувствовать и под разным углом посмотреть на формы, цвета, ритмы. Очень важным мне кажется то, что каждое задание предполагает готовый результат, объект, будь то книга, скульптурная форма или печатный лист, и как-то ты так хитро все их выдумываешь и помогаешь по ходу работы, что в конечном счёте у каждого получается что-то особенное, своё и поэтому настоящее. Это редко и ценно, не знаю отчего так, но часто в школах, институтах, на просмотрах оказывается, что вроде всё разное было, а на самом деле одинаковое. Ты всегда очень точно умеешь определить как направить ученика по его собственному пути и подсказать, как на этом пути расти.

В общем остаётся только радоваться, что есть такая воскресная группа и ты, Дима, с заданиями, после которых, вопреки твоим обещаниям, все не только выживают, но кажется перерождаются, и грустить о пропущенном»


Марина:



«Я серьезно думаю, что все, что, делает Кружок Скорого рисунка - оригинально, велико, полезно и прекрасно.
Я считаю своей огромной удачей, возможность просто принимать участие в занятиях.

За 3 года занятий я выросла невероятно. Из увлеченного любителя порисовать я постепенно превратилась в человека с творческими планами, плотной чередой собственных проектов, дерзкого (наглого) участника разных выставок )))).
Классно, что есть возможность погрузиться в разные техники и материалы.
Здорово, что задания всегда неожиданны и оригинальны.
Отлично, что задание приводит к финальному результату, т.е. творческой победе.
Финальный просмотр работ в конце занятия - супер. Дает возможность взглянуть со стороны, увидеть, как задачу решали другие.


Из печального
- вкусного столько, что на все не хватает времени. Вот мне очень хотелось на мастер-класс по линогравюре и на занятие по целеполаганию. Но не получилось. Надеюсь, что попаду.
- не успеваю въехать в тему, особенно, если пропустила предыдущее занятие. А совсем не пропускать не получается.
- медленно переключаюсь от своего проекта или домашнего задания на новую тему (это минус), но потом успешно добиваю дома (это плюс)

Чего хочется.
мне не хватает регулярных упражнений по наработке важных, но простых профессиональных навыков - твердой руки, глазомера, композиции, с чего начать, о чем не забыть, как завершить. Чтобы работа была работой. С другой стороны, кажется, что реально классные работы спонтанны и прелесть - как раз в нарушении общих правил.
А с третьей, чтобы смело выходить за рамки, нужно хорошо их чувствовать. Итог - нужны зверские упражнения на отработку базовых навыков. )))»



А теперь хочу сказать пару слов от себя.

С этой группой я начал первые опыты преподавания того, что мне казалось интересным и нужным. И так, как мне казалось правильным. Это было не традиционное учебное рисование, какое я преподаю в Строгановке и не правополушарное баловство, но аналитика, постановка задачи и развитие технического навыка под эту задачу, а не наоборот, как часто бывает. По прошествии трёх лет я могу уверенно сказать, что выбрал правильный путь. Рецепт достаточно простой на словах — отобрать людей, которые знают, чего хотят и готовы работать для достижения цели, создать среду для комфортного общения этих людей и ставить им задачи, которые на первый взгляд кажутся им сверхсложными или даже невыполнимыми. Просто же?

Но есть и подвох — мне, в свою очередь, нужно всё время быть готовым ответить на любой вопрос любой сложности, суметь не только придумать проблему и её решение, но и направить человека так, чтобы он нашёл это решение сам. Нужно честно проходить каждое задание вместе с учениками, а не быть просто наблюдателем. И это даёт результат. Я очень благодарен вам за это сотворчество, и вы все мне очень дороги.


Ответы на пожелания из отзывов:

«Хотелось бы попробовать еще техник»

Всё, что сам осваиваю — рассказываю вам.


«плотного пленэрного рисования весной-летом, еще заданий по работе в технике того или иного художника»

Всё будет в увеличенном объёме. Терпение )


«Как работать с большим форматом?»

Услышал. Запомнил.


«хочется повторения заданий, на задачи именно рисовательные, я пришла поздно и ненарисовалась вдоволь странных натюрмортов из непонятных предметов»

Сам хочу. Обязательно будет.



А в конце, бонусом, задания, опубликованные за три года работы с группой, по порядку.

Про задание с цветными кубиками
Про задание с костяной рукой
Про новогоднее занятие
Про цветы.
Про рисование в городе.
Про Митрохина и Моранди
Про портреты
Про парадоксальных зверей.
Про интерьер и глубину.
Про рисование в музеях.
Про воображаемый пейзаж.
Про летние пленэрные задания.
Про рисование в градациях тёмного
Про диатипию.
Про композицию.
Про объёмную графику.
Про авторскую книгу. Маяковский.
Про авторскую книгу. Бродский.
Про монотипию.

Разумеется, это далеко не все темы за три года, а только те, о которых я успел рассказать.
Tags: обучение, отзывы, рисунки, учебная группа Дмитрия Горелышева l
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments