Аня:
«Доброе утро, Дима.
В добавление к не потерявшему актуальности прошлогоднему отзыву, скажу, что радость, ощущение, что хорошо и на пользу поработала, сопутствуют каждому без при увеличения занятию. Раньше несколько беспокоила резкая смена заданий, теперь привыкла. Из наиболее сложного и интересного, мне понравилось рисование в интерьере и интерьера (вообще задания требующие закончено листа мне трудны и потому нужны.), рисование по мотивам других художников ( той глубины анализа чужой работы, которую даете вы, самостоятельно добиться не получается, хочется еще), кусаю локти, что пропустила рисование большой головы и в два цвета. Да, еще очень понравилась начинающая закрепляться традиция общего просмотра в конце, мне кажется, это последнее усилие, потраченное на осмысление сделанного, очень важно.
Небольшая техническая просьба, если вы вдруг заранее знаете, что потребуется какой-то специфический материал на занятие, вроде больших листов или тонированной бумаги, поделитесь заранее, обычных двух дней на покупку или заказ по интернету бывает мало.
Ну и пожелание, ругайте больше, комментарий от вас о том, как идут дела в общем, даже если это не похвала, всегда очень ценен.
А сами вы напишите отзыв? Что вы-то думаете о работе группы за два года, кроме того, что ребята молодцы?»
Ирина:
«Дмитрий, здравствуйте. Поздравляю с двухлетием нашу группу )
Мечты сбываются или мысли материализуются. Я думала о чем-то подобном для себя, но уж совсем не ожидала, что все воплотится и с такой точностью и скоростью. Я в группе совсем недавно, еще пропуски из-за тяжелой болезни и жуткий аврал, что успеваю, только на эти драгоценные 3 часа в неделю. Руки чешутся отрабатывать полученное на занятиях хотябы дома, но и этого пока никак не получается. Вобщем, отдача от меня, наверное, ничтожная. Но я подсела, жду каждого занятия как наркоман своей дозы, бегаю туда за допингом на всю неделю. В эти 3 часа времени не существует.
Что нравится? Все. Атмосфера, люди (невероятные), прекрасные модели, ну и конечно же мастер. Дима- обаятельный, живой, внимательный ко всем, терпеливый, умница. Да еще и постоянно двигающийся, растущий художник и профессионал. Настоящий мастер. Каждое занятие -открытие. До многих моментов я доходила сама, что-то знала, но здесь все это структурируется, приобретает практическую ценность. Дима настолько емко и наглядно все поясняет тут же рядом на полях, что даже совсем неумеющий зарисует. Но самое главное, он учит думать, стоять над рисунком и натурой, не просто как рука поведет или как получится, не копировать, а мыслить и воплощать. На каждом занятии новые задачи и одна и та же задача у всех воплощается по-своему.
Я не перестаю себе завидовать )
Что хотелось бы? Обязательного просмотра в конце занятия с анализом. Они часто есть, но иногда пропускаются. Понятно, что все уставшие, но у меня нет завершающего обобщающего впечатления. Хорошо бы еще и промежуточный быстрый просмотр во время перерыва с Димиными комментариями, как это было на рисовании в три руки. Мы часто учимся друг у друга не меньше, чем по отдельности».
Маша:
«Добрый день!
По поводу группы.
Занятия мне очень нравятся, за год учебы я чувствую, что стала рисовать увереннее, пробую новые, интересные ракурсы - чего раньше боялась. В группе приветствуется возможность изображать человека по-разному, нет каких-либо жестких рамок, Дмитрий не навязывает свою стилистику или технику - что очень важно для индивидуального развития каждого из нас.
Для меня этот курс интересен в первую очередь тем, что на занятиях мы не только постигаем азы рисунка и анатомии (что несомненно!) но также проходим много необычных тем, таких как рисование по воображению, модель и тень, экспериментирование с различными материалами. Как человек, имеющий некий опыт в обучении рисунку в двух художественных ВУЗах, отмечу, что подобные "креативные" задания практически не встречаются, что очень зря.
Можно сказать, что достигнуто отличное соотношение между занятиями, составляющими необходимый базис для любого рисовальщика, и творческими, позволяющими по-новому посмотреть на процесс рисунка, на какие-то казалось бы уже известные вещи.
Из пожеланий - хотелось бы, чтобы иногда повторялись "установочные" занятия по анатомии, - какие-то темы уже прошли до моего присоединения к группе, и иногда хочется подтянуть слабые места. =)»
Наташа:
«Я пришла в группу Димы с внутренним запросом «понять, что же делать с тем, что я хоть как-то умею, и зачем это все вообще, и понять, что же делать дальше». Оказалось, по адресу. У Димы я занимаюсь чуть меньше года, и за это время я научилась ставить себе задачи, оценивать свою работу и значение сделанного, работать самостоятельно. Все реже возникает чувство растерянности, «я не знаю, что мне делать». Мне стало легче пробовать новое и вообще поступать. Занятия, которые учат тебя уметь быть вне контекста занятий, я считаю самыми лучшими, и это именно такая группа, группа взросления рисовальщика. Конечно, я в начале дороги, но это вопрос времени.
Что хорошего в группе:
- В первую очередь, сама группа, люди, с которыми мы работаем вместе, среда, которую они создают, - самое ценное во всей этой затее. Удивительные знакомства, жемчуга.
- Раз уж речь зашла о среде, то нечасто встретишь группу, с одной стороны, очень строгую и рабочую, без чайков и заигрываний с псевдобогемной эстетикой, с другой – без «гурианства» и культа ведущего. Это среда, где не очень много эффектно-броского, но то, что происходит, - короткие разговоры, пара фраз между рисованием – глубоко и для меня очень ценно.
- Если говорить о преподавателе и преподавании, то лично мне очень подходит и импонирует баланс между жесткими рамками трудных продуманных заданий, каждое из которых направлено на развитие конкретных навыков, и работой Димы строго от запроса студента. Для меня это оптимальный вариант сотрудничества: я готова работать в рамках задания, Дима готов слушать, что я хочу получить на выходе, и вместе со мной придумать, как сделать лучше. Еще очень ценно, что Дима может объяснять одно и то же разными словами до тех пор, пока не найдет понятные студенту. И здорово, что можно задавать много-много вопросов и разговаривать о том, что тебе правда интересно, Дима всегда поддержит разговор.
- Хорошо, что мы все время пробуем разные подходы, материалы, подходим к вопросу с разных точек зрения, и это в итоге работает как на обогащение арсенала, так и на чувство «все можно, бери и делай». Занятия вдохновляют меня постоянным открытием многих новых горизонтов. Они разнообразные, и мне не скучно.
Что хочется добавить:
- Больше именно групповой работы, просмотров и анализа, больше разных мнений и видений. Я хочу больше учиться у всех, кто работает рядом, а не только у Димы.
- Чуть большей структурности и выводов из конкретных опытов. Как малое (полученный в ходе занятия опыт) можно распространить на большое (весь творческий процесс). Мне интересно, как у кого происходит. Больше обобщений опытов, от выставок и просмотров до чего-нибудь еще, что уже наверняка есть в планах). Я очень хочу, чтобы как можно больше людей поняли ценность такого подхода, и чтобы он победил стереотипно-привычные «Азы рисунка и все о светотени за десять занятий».
Дима и коллеги по группе, большое спасибо за совместную работу!»
Юля:
«Дима, спасибо!
Мне все очень нравится. Особенно микс творческого процесса и усиленного воздействия на мозговую деятельностью. Это самое ценное.
Единственное, что по возможности было бы здорово поменять - это месторасположение студии на что-то более центральное. Хотя сама по себе студия хорошая.
Спасибо за все:)»
Саша:
«Добрый день!
что нравится:
Рабочая атмосфера, разнообразие заданий и то, что каждый все равно выполняет поставленную задачу как-то по-своему, то есть нет одного на всех шаблона. Нравится живое объяснение с демонстрацией, что как устроено, красивыми метафорами и практически без оценки ("голова маленькая", а не "это ужасно!").
что не нравится:
Чем больше народу, тем меньше времени уделяется каждому. Правда под конец занятия голова все равно не вмещает комментарии.
Возвращаться домой в ночи, но это не по теме:)
чему научились:
"А сколько ты стоишь, спроси свою рать, которой случалось тебя продавать". Думаю, чему-то научилась, например, понемногу появляется понимание, что из чего растет, и это сильно упрощает процесс. Пока сложно оценить продвижение - слишком мало занимаюсь.
а чему нет:
Выделять главное-главное и не вязнуть в деталях (потому что чем дольше всматриваешься, тем больше видишь в отдельно взятом кусочке, а как это все согласовать, да еще не забыв про остальное?).
Вписывать фигуру в лист крупно, да и вообще с компоновкой еще далеко не все хорошо.
Сохранять начатый способ рисования и идею до конца, а не скакать туда-сюда.
...и все остальное.
чего бы хотелось:
Небольшой иллюстрации задания до начала рисования (для необычных заданий). Например, в задании на сечения начали с контуров и основных сечений, а под конец надо было проявлять фигуру сечениями без контуров - думаю, будь перед этой частью задания показано, как это выглядит, было бы меньше нарезанных колбасой фигур.
а чего бы глаза больше ваши не видели:
им пока все интересно:)
Спасибо, Дима!!!»
Оля:
«Ваш подход к обучению очень радует нетривиальными заданиями, которые часто рвут шаблон, заставляют мозг работать по-другому. Несмотря на очень разный состав группы, у вас получается продуктивно работать с каждым участником, находить для каждого точки роста. Лично для меня занятия стали дополнительным стимулом к самоорганизации. А еще здесь, кажется, лучшие в Москве модели)
Минусов пока обнаружить не удалось».
Никита:
«Если у вас есть на рисунок три часа в неделю, то об обширной практике говорить, к сожалению, не приходится. Значит, нужно широкое разнообразие точек зрения (заданий, материалов, ситуаций) для компенсации в области понимания. С радостью наблюдаю, как благодаря оному разнообразию некоторые прихожане почти с нуля научились рисовать. А некоторые другие — хоть и не рисовать, но понимать (что и является главным плодом).
Нехватка времени с одной стороны и склонность преподавателя посвящать материалу всё доступное время формируют необходимую для подобного прогресса плотность».
Витя:
«Я пишу отзыв уже во 2й раз, а значит и занятия и результаты мне очень нравятся. Каждое задание являет собой весьма серьёзный челлендж, сложную и интересную задачу. Идеи и решения найденные в процессе активно использую потом и в самостоятельных работах. Многие задания повторяются через некоторое время, и ты с удивлением для себя открываешь новые глубины и нюансы в казалось бы уже знакомых и понятных задачах.
Если говорить о пожеланиях - хотелось бы видеть, по возможности, больше связанных заданий, как было, например, с сечениями, рисованием с другой стороны и из головы. Или хотя бы как с парной постановкой - давать больше одного занятия на заданную тему, чтобы можно было попробовать задачу, понять свои ошибки и сложности, ещё раз проанализировать задание в течении недели, а потом с новыми силами накинуться на гранит искусства.
С Днём Рождения, группа! И огромное спасибо Дмитрию за самоотверженную работу! :)»
Света:
«Рисование фигуры человека я открыла для себя во взрослом возрасте. По прошествии двух лет занятий у Димы мне кажется, что он способен существенно продвинуть в этом .
Новичкам свойственно бояться сложных ракурсов, изобретать велосипеды, делать попытки срисовывания с фотографий или каких-нибудь “живых позирований” с экрана. Я рекомендую тратить эти силы на организацию очных занятий, и на активную работу на них.
Анатомические схемы, которыми будут усыпаны поля ваших работ, нужно хранить и пересматривать. Полученное знание практиковать на открытых набросках, чтобы оно закрепилось. Выбирать любимые техники, отмечать для себя интересных художников, ведь знакомство с техниками и художниками тоже будет. Еще один крошечный совет, перед тем, как приступить к занятиям в группе у Димы, не забыть зарезервировать картонную коробку для кубометра набросков с занятий )»
Оксана:
«Дима, прости пожалуйста, что так долго писала. Интересно, что прямо перед тем, как пришло письмо, шла и рассказывала про твои необыкновенные задания, потому что это что-то такое интересное, каждый раз новое, полезное, чем хочется делиться. Хоть на занятия я хожу не очень давно, но за заданиями слежу уже долгое время и не перестаю удивляться и радоваться тому, что посчастливилось оказаться среди твоих учеников! Ни один свой пробел не утаить от тебя, а главное от себя благодаря тебе, потому теперь вечерами то леплю кости из пластилина, то над кубо-конусами голову ломаю, клею, режу, вобщем наконец-то!! спасибо тебе!) не могу сейчас найти старое письмо, ты ,кажется, там писал о том, чтобы мы вносили свои предложения по заданиям, но, признаться, мне бы пока это впитать, впустить, проделать, а в том что будет новое и еще более необыкновенное сомневаться не приходится. Спасибо тебе большущее, Дима! Еще и еще множество раз..»
Оля:
«На занятия ходить, несомненно, очень нравится. У нас создалась очень теплая, дружественная и творческая атмосфера, что очень радует. Сами занятия всегда очень разные и диаметрально противоположные, что дает большое поле для развития. Пробуем различные техники, материалы, смешиваем не смешиваемое, как юные химики :) Ставим, на первый взгляд, невыполнимые задачи, как например, смотря на определенный ракурс модели, нарисовать его в противоположном ракурсе. И каждый раз удивляемся полученному результату, иногда приятно. Дима нас направляет и раскрепощает, и еще помогает раскрыть именно свою индивидуальную сторону.
Вообще, описать сложно, насколько интересные и разнообразные занятия, проще прийти самому.
И еще главный показатель увлеченности - это то, насколько быстротечно время на них, не успел и карандашом взмахнуть, как три часа пролетели.
Дима, вам огромная благодарность и большое человеческое спасибо!»
В этот раз я завершу пост своим мнением о работе группы и ответами на ваши отзывы.
Для меня три мои учебные группы, в том числе группа по вторникам — это настоящее преподавание. Я работаю ещё в Строгановке и Британке, но нигде не реализую свои знания и задумки так полно, как здесь. Этому есть простое объяснение — в группах я даю только то, что интересно мне в данный момент и так, как это может быть наиболее полезно и увлекательно для ребят. То есть, получается не проигрывание одной и той же пластинки, а разговор о животрепещущем каждый раз, и для меня, и для группы. Работа в состоянии общего воодушевления и радости открытия. Ребята готовы к эксперименту над собой, доверяют мне и это очень радостно, особенно когда видишь совершенно конкретные и неоспоримые результаты.
Я тщательно отбираю людей в эти группы, потому как дорожу той средой и атмосферой, которая сложилась за эти несколько лет. Мне очень важно, чтобы ребята учились и друг у друга тоже, чтобы обсуждение задания до, во время и после занятия было нормальным и естественным делом. Так создаётся сообщество единомышленников, которое способно решать не только учебные, но и другие, более сложные и глубокие задачи.
Для меня удивительно и ценно то, что группа получилась именно такой, какой я её планировал два года назад. Спасибо большое всем, очень рад знакомству и совместной работе с вами.
Чего мне, бывает, не хватает в вашей работе на занятии:
1. Во многих случаях — работы над своими ошибками дома, часто не учитываются простые базовые промахи, которые, повторяясь из занятия в занятие, часто тормозят процесс и не дают заняться более сложными вещами. Если я что-то неоднократно отмечал — стоит задуматься об особом внимании к этому моменту и посильной самостоятельной коррекции.
2. Иногда мешает боязнь эксперимента — отказаться от понятного и знакомого приёма с предсказуемым, стабильным и презентабельным результатом в пользу нового и трудного, которое, с большой степенью вероятности, ещё и не получится. Ну, да, сразу не получится, но иначе не будет открытий и новых возможностей.
3. Хочется, чтобы присылание работ после завершения темы стало привычным и регулярным делом для всех. Если вы не шлёте сразу, то потом рисунки теряются, мысли путаются, а рука тянется к колбасе. А я не могу без них делать отчёты, которые нужны прежде всего тем, кто в эту группу не попал или живёт в Сольвычегодске, но тоже хочет учиться.
По пунктам отвечу на просьбы:
«если вы вдруг заранее знаете, что потребуется какой-то специфический материал на занятие, вроде больших листов или тонированной бумаги, поделитесь заранее»
Запомнил.
«ругайте больше, комментарий от вас о том, как идут дела в общем, даже если это не похвала, всегда очень ценен»
Отругал )
«Обязательного просмотра в конце занятия с анализом»
Я сам вижу и знаю, как это важно, проблема только в том, что безостановочный темп и полная отдача очень выматывают, и часто к концу занятия я просто не готов больше говорить. Я постараюсь это исправить, а вы можете помочь мне, самоорганизуясь на просмотр в конце.
«хотелось бы, чтобы иногда повторялись "установочные" занятия по анатомии, - какие-то темы уже прошли до моего присоединения к группе, и иногда хочется подтянуть слабые места»
Планируется.
«Чуть большей структурности и выводов из конкретных опытов»
Я стараюсь делать это в рассылке перед занятием, где я описываю задачу. После занятия та же проблема, что с просмотрами — нет сил. И, честно говоря, мне кажется, что более ценен личный вывод каждого после трёх часов интенсивной работы, нежели моё резюме, одно на всех.
«Единственное, что по возможности было бы здорово поменять - это месторасположение студии на что-то более центральное»
Работаем над этим.
«Небольшой иллюстрации задания до начала рисования (для необычных заданий)»
Иллюстрацию, опять же, обычно даю в рассылке. Но, да, запрос понял.
«хотелось бы видеть, по возможности, больше связанных заданий, как было, например, с сечениями, рисованием с другой стороны и из головы»
Как видно, я тоже об этом думаю )