Курс был задуман и анонсирован (http://strg-circle.livejournal.com/334060.html) как цикл занятий, направленных на развенчание самых распространенных заблуждений и страхов рисовальщика, как начинающего, так и опытного. О страхах все, по-моему, забыли уже к середине курса. Мы учились смотреть и думать, а не срисовывать, уходили от очевидного, работали с листом. Мы говорили о рисовании как о пластическом, графическом языке, как о средстве передачи замысла, открытии зрителю неочевидного. Каждый день мы старались рисовать как можно более осмысленно. Все задачи в рамках задания авторы ставили сами, работа тоже велась полностью самостоятельно. Я же старалась чуть раздвинуть традиционные среднестатистические представления о рисовании вообще и о хорошем рисовании в частности, показать множество равноправных решений. В финале курса студенты были поставлены в самую обычную - и оттого трудную - ситуацию самостоятельной работы без задания сверху. Никто не поддался соблазну сделать показательную работу, не выбрал задачу попроще, а технику поэффектней, не повторил то, что удавалось ему лучше всего. Все авторы поставили себя в неудобное положение, постарались решить самую сложную для себя проблему и еще раз попробовать сделать то, что не получилось. По-моему это лучшее свидетельство победы над страхами.
Первый день был посвящен разговорам о природе страха, о методах его преодоления, о том, что и зачем вообще рисуют люди, о сюжетном и пластическом и о многообразии мотивов, которые движут рисовальщиками. В финале занятия надо было найти что-то привлекательное лично для автора в очень простой постановке и изобразить это, предварительно сформулировав свою задачу. На просмотре все попробовали понять, что и зачем изображал автор, какую задачу он ставил перед собой.
От фразы "Я не умею рисовать" мы избавлялись радикально. "Рисовать" заменили на "изображать" и изображали обнаженную модель в технике аппликации, вырезая из листа сразу ножом, без разметки. Вопрос "Что я сейчас буду изображать и зачем, что меня привлекает в постановке", конечно же, остался.
На третий день мы работали с листом во всех смыслах этого слова, занимаясь бумагопластикой. Через трехмерный рельеф, который проще сопоставить с трехмерными объектами, мы плавно перешли к величайшему мошенничеству - изображению трехмерного мира в двухмерном листе, и заодно поговорили о двух основных выразительных средствах графика - линии и пятне. Над заданиями мы работали неисправляемыми материалами без предварительной разметки, вырабатывая твердость руки, уверенность, умение представлять готовый лист в начале работы и еще десяток полезных навыков.
Четвертый день был посвящен исправлению ошибок и превращению недостатков в изюмины. Над каждым листом посменно работали три автора, исправляя ошибки или развивая находки предыдущего рисовальщика.
На пятый день мы разговаривали о выделении главного, о второстепенном, о массе, детали, подчинении одного другому и взаимосвязях. Перед студентами стояла задача превратить некрасивый хаотичный веник в букет. Материал - тушь.
В каждой шутке есть доля шутки. Боитесь белого листа? Испачкайте его. Рисовали портрет в интерьере, соусом, работая от темного к светлому.
Группа зарекомендовала себя так хорошо, что я отошла от программы и усложнила задание. Вместо аудиторного рисования натюрморта мы пошли сначала на пленэр, а потом рисовать интерьер кафе, попутно поборов страх "Все будут на меня смотреть". Темой дня были великие возможности простого карандаша.
Восьмой день работы был посвящен использованию цвета в графике, не затрагивая его свойств в целом. Возможности были ограничены двумя цветами, и каждый должен был выстроить собственную логику использования цветов.
Девятый день курса прошел без натурного рисования. Мы анализировали работы художников, выстраивали нефигуративную композицию на заданные темы, а затем придумывали сюжет на основе композиционной схемы соседа.
Десятый, заключительный день - выход один на один с миром и белым листом.
Кирилл, занимается управлением и программированием, пришел на курс перенять подходы преодоления боязни чего бы то ни было. Опыта рисования нет.
«Главное, что я усвоил из курса, - это понимание важности правильной постановки задачи. В этом смысле показательным был день в середине курса, когда у меня была масса претензий к себе самому, но при этом я понимал, что задачи, которые перед собой поставил, я выполнил. Я пришел к выводу, что задачи были поставлены, если так можно выразиться, неправильно»
Юлия, графический дизайнер, образование профильное:
«Спасибо за психологию. Мне очень понравились твои рассуждения о страхах, это очень актуально и опять же никак не затрагивается на традиционных курсах рисования. Такой необычный подход, как постановка задач, пластическое решение впереди сюжетного мне очень понравился.
Удивительно получилось, что в таком формате курса всем, независимо от технических умений, было интересно, сложно, занимательно. Мы начали со сложного натюрморта, но задача была так поставлена, что любой человек по-своему, но правильно, мог её выполнить за счёт своего мозга!»
Мария, пишет тексты. В активе неудачный опыт обучения рисованию с преподавателем.
«Наташин курс - это удивительное приключение в мир рисунка, в котором ведущий указывает путь, освещает все темные и страшные места, но при этом не держит тебя за руку, не ограничивает, а мягко подталкивает делать все самому. Курс не рассчитан на проработку "академизма", в нем нет упражнений, который научат вас "правильно рисовать левую ягодицу", зато он дает другое более ценное: он освободит вас, если вы скованы, задаст вам направление, если вы потерялись, раскроет иные смыслы, если вы утратили понимание, а зачем вы вообще рисуете. Использование разных материалов (бумага для аппликаций, соус, карандаш, гуашь) помогают во-первых, по новому посмотреть на рисование, а во-вторых увидеть свои как сильные, так и слабые стороны.»
Светлана, техническое образование, дополнительное образование – курсы училища 1905 г., прихожанка Кружка скорого рисунка:
« Сами задания каждый раз было очень интересно выполнять. Этот интерес включал мозг и заставлял его работать, и все страхи и сомнения, что не умею, никогда этого не делала, не получится, уходили на задний план, а главной становилась поставленная задача и то, как можно её решить. Интересно, что и результат уже оцениваешь не просто с точки зрения нравится или не нравится (это была моя тема, с которой я пришла, мне ВСЁ не нравилось в моих работах), а более объективно, выполнена ли задача и как можно было бы улучшить результат. И становится понятно, что осваиваешь разные техники не только потому, что они классные и интересные, а чтобы максимально выразить задуманное.
поставленной задачи. Благодаря группе, я увидела много вариантов решения одной задачи. И ещё я очень благодарна за поставленный на первом занятии вопрос: "Зачем рисовать?" Вопрос очень важный лично для меня, ответ на который зрел эти две недели работы в группе, и который я наконец смогла сформулировать.»