Постановка была составлена так, чтобы были выделены три четких плана (для большей глубины в натюрморте была тюлевая занавеска) и чтобы в ней были большие черные, белые и серые пятна. По мнению Юли, соус больше всего подходит для атмосферных рисунков, поэтому в натюрморте не было привычных бутылок и фруктов, а были цветы и ветки.
Сначала Юля тонирует натянутый на планшет белый лист мелко накрошенным соусом, разведенным водой. Удобнее всего это делать валиком, кроме того, валик дает интересную фактуру и не царапает бумагу. Также для тонирования листа можно использовать сухой пигмент.
Может получиться, например, такой фон; фон будет серым, средним тоном в работе.
Пока лист сохнет, делаем композиционный эскиз - эта техника не предполагает исправлений, и поэтому очень важно сразу понять, где будут основные темные и светлые пятна.
Эскизы Юли
Когда эскизы готовы, а лист высох, мягким карандашом (лучше не использовать простой карандаш, тк он блестит) намечаем рисунок и начинаем выбирать заточенным ластиком белое, а кистью и жидким соусом или мелком добавлять темное. Для более мягких, размытых пятен можно использовать клячку. Таким образом, сначала работа идет по принципу не добавления, но вычитания; например, Юля не рисует ветки на дальнем плане, но выбирает ластиком просветы между ними.
Вот работа Юли на этом этапе; здесь есть, что дорабатывать и что рисовать, но это уже сложившийся рисунок, тк решены большие композиционные пятна, есть детали, есть материальность предметов.
Потом все рисовали, а Юля давала советы. Следующим этапом работы была проработка деталей и работа над каким-то одним главным элементом натюрморта; в данном случае это цветы. Юля не приветствует одинаково детальную проработку всего изображения; по ее мнению, достаточно выделить что-то одно, главное, и проработать его, а недоделанность, размытость остальных предметов и фона и создаст атмосферу рисунка, интересной момент недосказанности. За советами Юля не успела выполнить этот этап сама, но рассказала, например, о резиновой кисточке, которой удобно выбирать мелкие детали.
В конце занятия был просмотр, в ходе которого Юля дала заключительные комментарии, после чего можно было смело закреплять работу лаком.