Задание для группы в мастерской.
Дано: Три занятия и три случайных натюрморта.
Задача: Рисовать, учитывая достижения и особенности упомянутых художников (два занятия на Митрохина, одно на Моранди). Стараться думать, как они.
Разумеется, задание не подразумевало бездумное копирование, нужно было почувствовать дух каждого художника, постараться замечать в натуре то, что замечали они, пытаться понять, какие средства они использовали для выражения этого и почему. Попробовать примерить на себя.
Дмитрий Исидорович Митрохин — прекрасный русский график, один из моих самых любимых. Мастер сделать драгоценность из обыденного предмета, из уголка комнаты, из привычного вида на улицу. Замечательный книжный график, что отразилось в уплощённости его работ, подчинении изображения плоскости листа. В его рисунках всё живое, в натюрмортах предметы безмолвно общаются друг с другом — всё это благодаря обострённому чувству композиции. Лист всегда решён целиком, края не брошены на произвол судьбы, а продуманы наравне с центром. Его рисование по сути скорее ближе к гравюре, которой Митрохин занимался всю жизнь. Он не тушует, не замазывает — каждый штрих у него отдельно от другого и находится в строго определённом месте, цвет почти всегда используется локально, как заливка, опять же, сродни гравюрному цвету.
Моя же задача в данном случае была в том, чтобы рассказать об этом ребятам и помочь воплотить задуманное технически. Вот что получилось:
Юля:
Аня:
Наташа:
Соня:
Таня:
Другая Аня:
Джорджо Моранди — итальянский живописец и график. Занятие про него было совмещено с заданием на уплощение без потери объёма и пространства. Моранди в данном случае был выбран, как один из образцов такого рисования. Предметы в его рисунках и гравюрах не всегда имеют чёткие границы, не всегда материальны, ни один из них не кичится своей объёмностью, всё подчинено целому. Отдельное внимание обращено на использование штриха — где-то мелкого, где-то крупного, пересекающегося под разными углами и почти всего плоского, не по форме. Как и у Митрохина, штрих этот выделяет белое, которого может быть очень мало, но в очень правильном месте. Ещё одна важная черта — сокращённый тональный диапазон с огромным количеством серых, отличающихся зачастую не только светлотой, но и фактурой. Очень внимательный и тонкий художник.
Нужно было, опять же, не копировать, а пытаться понять как это сделано, и что из этого может пригодиться для практики. Такое изучение художника, по-моему, гораздо более глубокое, чем просто смотрение на его работы в музее или книге. Вот что получилось:
Аня:
Юля: