Рисунки демонстрируют разнообразие применения инструментов — туши, мелованной бумаги, тростника, сухой и мокрой кисти, валика и влажных салфеток. Кое-где и пальцев, но я не помню точно.
Заглавный рисунок: две туши, перо (здесь и далее — тростниковое), две сухие кисти.
Перо. Линия-тон. Обратите внимение на то, как быстро в пере заканчивается тушь.
Расщепленый веничком тростник и перо.
Перо: линия и штриховка. Перо сначала делает черную линию, а потом снова процарапывает в ней белое.
Перо и сухая кисть.
Валик, кисть и перо с более темной тушью.
Сухая кисть сначала рисует тень, а потом протирает в неё рефлексы. Линия пером.
Сухая кисть и перо. Перо создает фактуру и возвращает белую бумагу внутри штрихов.
Мокрая кисть. У пера та же роль, что и в предыдущем.
Мокрая кисть и перо. Потом влажными салфетками убран лишний и добавлен нехватающий тон.
Инверсия: валик делает тон, перо делает линию. Потом влажные салфетки и царапающее перо возвращают белый.
Перо, кисть, вл. салфетки. Убирать и добавлять тон можно неограниченно долго, возникает скульптурное ощущение.
Стихийный цвет: чернила от матричного принтера.
Иррациональный цвет: три туши.
Рациональное применение цвета. Две туши — 2 пера — 2 сухих кисти.
Тоже самое.
Не обязательно рисовать модель целиком, никто не заставляет. Достаточно передать то, что интересует.
Пластический ход.
Ощущение от одежды.
Жест.
Очень полно ощущение можно передать в портрете. Во-первых, портрет раждает самые сильные впечатления, а во-вторых богат фактурами. Передавать форму и объем необязательно, композиция может быть любой, важен только портрет.
Мокрый фон.
А эта мне просто нравится.
И эта тоже.
Необязательно рисовать много, даже если вы много задумали.
Иногда надо вовремя остановиться.
Перо я точу вот так:
Цветную тушь делаю на основе обычной гаммовской черной. Любымый коричневатый — пополам черной и красной, желтая по вкусу. Зеленая — из черной, зеленой и желтой. Синяя — черная с синей. Кроме того, можно добавлять чернила, пигменты и даже водорастворимые краски.
Хорошая китайская тушь чернее, можно работать черным по черному, кладя её на гаммовскую.