Лиза:
«О, это с большим удовольствием :) Я хожу гораздо меньше, чем год, но уже вижу пользу от ваших занятий: перестало быть страшно, и взяться рисовать что-то (особенно голышка) — это больше не какая-то непосильная задача, а вполне реальная. А когда дополняешь любовными, только для себя сеансами в другие дни недели, то как будто даже прогресс появляется. Пока мне тяжелее всего высидеть три часа, а на коротких позах появляется паника, что ничего не успеваю. А еще лично в вас, Дмитрий, мне очень нравится, что какого бы уровня к вам человек ни пришел, пусть даже самого начинающего, вы всегда отнесетесь к нему серьезно и дадите совет, который он сможет принять и который будет полезен на текущем уровне».
Света:
«Занятия у Димы направлены на поиск вариантов собственного развития, он предлагает много подходов и материалов. Материальным итогом года обучения в группе стало три объемных пакета проб и набросков с преподавательскими схемами на полях, и это без учета тех рисунков, которые появились уже отталкиваясь от этих занятий, а не непосредственно на них.
Мы делаем много краткосрочных зарисовок до 10 минут, более длительные случаются реже. Схемы на понимание конструкции внятные и самодостаточные, так, что ими можно пользоваться и после занятия – и нужно, чтобы двигаться вперед) Поскольку занятия занимают всего три часа в неделю, на понравившемся надо остановиться и самостоятельно “пожевать” потом. Это в итоге происходит, что означает, что цель достигнута.
Мне комфортна как предложенная система, так и сложившаяся атмосфера. Во время рисования в группе я включаюсь. Имхо это показатель чуткого поддерживающего преподавания, и наоборот – если вместо рисования пытаешься приспособиться под требования, думаешь, как “правильно”, смотришь в окно с занесенным над чистым листом карандашиком, раздражаешься от вмешательства – то есть чувствуешь напряжение или скуку, которые невозможно разрулить там же на месте - это неподходящий вариант. Бывает по-другому) Если посчастливится, описанные эмоции уже не будут мешать и вот только тогда начнется самое интересное. Каждый такой вариант подучиться это находка, и возможностью пользоваться нужно. Если желающих учиться очень много, можно увеличить число групп, а то бывает многолюдно. Из пожеланий – упражняться во вписывании фигуры в свои сюжеты, несколько фигур в рисунке и т.п»
Наташа:
«Ну начну с того, что мне очень нравятся эти наши занятия и ходить на них хочу ещё!
Рисовать с натуры вообще очень полезно, а под надзором учителя тем более :)
Мне нравится, что у нас постоянно разные неожиданный задачи и стоит привыкнуть к ним
и выехать на накатанное рисование, как Вы заставляете думать по новому и не затухать )
Есть место всему; и творчеству и своему стилю и обучению и новым приёмам.
Огромное спасибо )»
Аня:
«Мне удивительны результаты, которые получились за год и вообще эффективность вторничных занятий. Каждое занятие имеет хорошо сформулированную задачу и практически каждый раз выливается в некие навыки. Обычно каждое задание повторяется дважды, и кажется, что сидеть бы на нем можно гораздо дольше, но ясный посыл и комментарии дают возможность применять знания самостоятельно, что и происходит, иногда даже автоматически. Поражает, конечно, та интенсивность, с которой вы работаете с каждым. Не устаю удивляться, как это у вас получается.
Критически полезными для меня оказались занятия, когда строили модель блоками и рисовали сечениями, в результате стали разрешаться тупиковые проблемы с освещением, многое прояснилось в анатомии. Жалко тех, кто присоединился позже и не имел возможности этим позаниматься. А для меня до сих пор большой проблемой является рисование головы, чувствую необходимость еще с этим работать и хочу еще занятий.
Очень понравилось занятие, когда рисовали одну картинку втроем, не работами, которые получились в результате, но тем, что это задание очень эффективно переключает мозги с привычной задачи изображения человека похожим на человека на работу с листом и получение законченной работы. Прямо сила, а не задание. Резюмируя, могу сказать, что, занимаясь достаточно специфичным на первый взгляд делом – рисованием обнаженной натуры, чувствую, что развиваюсь в рисовании в общем».
Лёша:
«Привет, Дим.
Другая Аня:
«Невероятно трудно подобрать слова для всех чувств, которые пробегают через кончики пальцев во время занятий. Рисование напоминает мне водный поток. Вот робко, словно струиться ручеек, рисуется неловкий силуэт, потом все больше практики, и линия набирает силу, семелее становятся движения руки. Вода камень точит. Отрадно думать, что кружок, словно водоворот, несет меня, к легкости самовыражения. Поэтому пожелание будет одно — отметить и пять и десять лет вместе, собравшись дряхлыми пенсиками вокруг прекрасной модели!»
Маргарита:
«Дима, привет!
Ксения:
И ещё одна Аня:
«Занятия, конечно же, нравятся, даже очень.
Нравится, что не надоедает. Темы занятий все время меняются - от полезных, "витаминных" занятий на анатомию (отдельно руки, жесты, суставы..) до игровых занятий на аппликацию, вытащи-себе-тему из шляпы, продолжи вражеский рисунок соседа. Но при всем разнообразии тем, занятия очень плотные, их можно продолжать отрисовывать еще несколько недель, "про себя", самостоятельно. Например, так было с занятием на быстрое рисование. После него можно было рисовать совсем всех, а не только специально позирующую натуру, обращая внимание на то, что запомнилось на занятии.
Еще большой плюс - у учеников нет какого-то одного сценария развития сразу для всех, когда разница определяется мастерством или (ужас!) похожестью на мастера. Есть общее направление, в которое нужно встроиться, а продолжать рисовать можно по-своему, как хочется, но все-таки обращая внимание на темы, чтобы работы включали в себя все новое и становились, становились лучше. Если рисуете цветными карандашами - советы по цветным карандашам, по акварели - то же самое, даже по фломастерам. Это не от рутинной всеядности, а просто Дмитрий находит, что поправить внутри каждого рисунка, каких художников для примера взять посмотреть (или не брать и не смотреть).
Одно только смущает: с одной стороны, разнообразие тем очень радует, а с другой - трудно перестраиваться каждый раз, через сопротивление рисовать не то, что близко, чувствуется, понятно. Это и хорошо, интересно, но можно начать стараться рисовать по-разному, а не стараться сделать лучше, вдумчивее что-то одно. Но это личное опасение, ничем не оправданное, у других все получается и уже совсем получается. Поэтому, конечно же, занятия по вторникам- это мед ) без пчел».
Боря:
«Ого, уже год проскочил! Неслабо. Что хочется сказать? Больше всего мне, пожалуй, нравится то, что занятия в нашей группе - не столько учебные (в академическом плане), хотя и это тоже присутствует, а скорее... ну, это вызов, что ли. Каждый раз Дима подсовывает нам задачу под новым соусом, новыи ракурсом, который позволяет взглянуть на происходящее с неожиданной точки.
Когда ты приходишь и в сотый раз рисуешь тем, чем умеешь и так, как умеешь, как привык - ты топчешься на месте. Когда же ты такой расслабленный приходишь на занятие, а тебе говорят "Окей, а сейчас садись-ка у этой стены и рисуй, будь добр, как будто ты сидишь у противоположной" или "Рисуем все-все, но параллелепипедами, ага?" мозги начинают скрипеть и подкипать, ты НАПРЯГАЕШЬСЯ, переходишь с автопилота на ручное управление. Как итог - результат во много раз превышает эффект от привычного, обыденного способа рисования. Так что Диме - большое спасибо, респект и уважуха. Ни разу не пожалел за этот год. Думаю, не пожалею и за следующий)»
Катя:
«Когда рисуешь самостоятельно фигуру человека, то часто видишь, что что-то не так.... но понять что именно и тем более исправить, где нужно (добавить недостающую кость, мышцу или вообще объем всей фигуре!!!) ..... редко получается. Не хватает знаний по анатомии и практики.
Занятия по вторникам -это кладезь информации для ищущих и стремящихся (особенно я это чувствую, сейчас, когда не получается посещать занятия). На этих "уроках" есть возможность изучать анатомию с постоянным контролем совершения и исправления ошибок, т.о. выявляются подводные камни, заметить которые самостоятельно очень сложно.
Также радует изучение разных техник и материалов, которые могут пригодиться вообще при рисовании чего-угодно, понимаешь тогда, что существует не только один простой карандаш... =)»
Денис:
«Привет, Дим! Я совсем выпал из этой жизни))) Если коротко о занятиях, то моя благодарность тебе как человеку и учителю не знает границ. За все огромное спасибо».
Виктор:
«Буду лаконичен - занятия мне мне по душе и даже очень! Нравятся чередованием как академических, так и совершенно крышесносных, неожиданных заданий. И самое главное нравятся тем что заставляют думать, очень серьёзно думать, иногда мозги просто кипят - и это кайф! :-)
От себя я добавлю, что мне очень нравится работать в этой группе, отдача огромная. Это очень большая радость — видеть реальные качественные изменения, видеть, что работаешь не впустую.
А ещё так совпало, что сегодня же я начинаю вести в Британской высшей школе дизайна курс интенсивного рисунка, и этот курс основан на ключевых заданиях из числа тех, что я придумывал и отрабатывал в этой группе. Так что год прошёл решительно не зря для всех ) Спасибо вам, ребята.