Б.Е.Михайлов «Урожайный год», керамика, темпера, дерево, 1991г. (простите за качество, снимал на фен)
Сегодня был (спасибо Кате Гриценко) на открытии огромной выставки в Третьковке, что на Крымском. Выставка называется «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности».
Выставка очень своеобразная, особенно после Коровина, которая (почему-то) вызвала дичайший ажиотаж. На это раз это не ретроспектива одного автора, а попытка раскрыть тему натюрморта, как таковую. Но не совсем так, как я этого ожидал, вместо обзорной выставки внутри одного жанра кураторы зашли с двух разных концов — плодово-ягодные натюрморты и обманки 18-19 века («виноградинка как настоящая!») и концептуальное искусство от перестройки до наших дней. Не скажу, что аналогии читаются везде так уж очевидно, особенно из-за того, что экспозиция неоднородна — в центральной части это действительно сравнение находящихся рядом произведений искусства разных эпох, объединённых одной темой или предметами, тогда на это интересно смотреть и понимаешь, ради чего затеяли выставку. Но по периферии зала расположены гетто и резервации плодово-ягодных излишеств, которым ничего не противопоставлено, они там сами по себе. То ли кураторы не договорились между собой, то ли решили, что современного должно быть поменьше, чтобы не отпугнуть большинство посетителей, которым виноград с капелькой росы, разумеется, ближе, чем череп Буратино.
Но как бы то ни было, проект интересный, осталось ощущение того, что натюрморт — это своеобразный гербарий материального мира, через который художник пытается (или не пытается) передать нематериальное. И там есть отличные работы. Например, увидел вживую «Архитектурный пейзаж под калькой» Фёдора Толстого, впечатляющее маньячество. И ещё там есть очень хорошая работа Михаила Рогинского с плитой, у которой включены все конфорки.
До 24 февраля.