В ГМИИ им. Пушкина идёт выставка «Ле Корбюзье. Тайны творчества: Между живописью и архитектурой».
При всей своей неоднозначности человек, несомненно, выдающийся, безудержно энергичный и бесстрашный. Москва? Снести к чёртовой матери! Застроить бетонными коробами. Так будет хорошо. Париж? Снести к чёртовой матери! Застроить бетонными коробами. Так будет хорошо. Бесспорно, для этого требуется изрядная доля пассионарности.
Помимо бездушных бетонных коробок он придумывал и даже строил очень красивые вещи — например Капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане или павильон фирмы Филипс созданный в соавторстве с Янисом Ксенакисом для всемирной выставки в Брюсселе (который почему-то обошли вниманием на выставке, хотя вещь интереснейшая не только своей формой, но и попыткой синтеза в ней архитектуры, музыки и визуального ряда — одной из первых мультимедийных инсталляций). Но прижились, в основном, коробки, определившие, во многом, облик спальных районов Москвы и других городов. Человеку интересующемуся хорошо бы знать его «Пять принципов современной архитектуры», чтобы знать, откуда растут ноги у многих произведений второй половины 20 века.
Организаторы выставки постарались показать зрителю не только Ле Корбюзье-архитектора, но затронуть, по возможности, все его интересы — живопись, графику, скульптуру, дизайн, этим можно объяснить некоторую поверхностность отражения каждого из направлений творчества, зато интересно будет не только специалисту-архитектору, но и любому посетителю.
Понравились некоторые живописи (он начинал с живописи день, типа зарядка у него была), замечательные архитектурные зарисовки, некоторые из цветных скульптур. И в живописи, и в графике, и в архитектуре внимательно работает со стыками форм, всё обостряет, интересно смотреть.
Сама экспозиция тоже оформлена очень аккуратно, идейно. В общем — идти рекомендую всем.
До 18 ноября.
Там же, в зале греческой скульптуры открыта выставка гемм — миниатюр и печатей из камня, из собрания музея. Тоже рекомендую.
До 5 ноября.
Пётр Митурич. «Вера в Крыму». Тушь, кисть.
В галерее «Ковчег» открылась прекрасная выставка «10 лет и 17 зим», посвящённая творчеству Веры Хлебниковой и Петра Митурича, семье художников, с которых началась целая художественная династия.
Авторы очень близкие по силе и удивительно близкие по духу. Выставка рассказывает о том, как семья Митуричей осенью и зимой бралась за любые заказы, чтобы наскрести денег на летнюю поездку на юг, чтобы там спокойно рисовать и писать. Во многих работах в качестве модели присутствует маленький Май Митурич, который взял впоследствии лучшее у обоих родителей и стал прекрасным художником. Если вам интересен живой, неравнодушный рисунок — вам сюда.
До 16 декабря.
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Три дерева», офорт.
И снова вернёмся в ГМИИ им. Пушкина, на этот раз в Отдел личных коллекций. Тут идёт отличная выставка «Под знаком Рембрандта. Художественное собрание семьи Мосоловых»
Выставка весьма обширна — охватывает произведения голландских, французских, немецких графиков, среди которых есть прекрасные работы Милле, Добиньи, Делакруа, Остаде, Ливенса. Процент хороших очень велик. Но жемчужина, ядро выставки — это, разумеется, 50 офортов Рембрандта. Удивительных по большей части. Эти вещи не имеют аналогов, комментировать тут нечего. Это надо смотреть как можно внимательнее, как только предоставляется малейшая возможность. Поэтому, зная, что многие из вас уже ринулись к двери, накидывая пальто прямо на лиловое исподнее, спешу предостеречь — задержитесь на минуту и оденьтесь теплее — на улице неблагоприятно.
До 13 января (можно сходить около пятидесяти раз, если каждый день).