Виктор Вакидин. «В Сивцевом Вражке». Литография, 1956г.
Замечательные рисунки и литографии (а особенно литографии), тёплые и живые. Близки по духу работам Владимира Фаворского — друга и учителя Вакидина, но более мягкие что ли. Много рисунков старой Москвы, которой сейчас уже нет, очень интересно. Ещё интересно то, что в его работах мало искажений в угоду манере, графической идеологии, приёмы видны (всё-таки ученик Фаворского), но они очень мягко вплавлены в наблюдённое с натуры, не играют первую скрипку. Книжная графика не очень понравилась, как-то без души, видно, что рисовать ему нравилось больше. Идти нужно обязательно не только потому, что работы замечательные, но и потому, что таких людей выставляют крайне редко.
До 20 сентября.
Там же, в соседних залах висит весьма обширная выставка «От великого до смешного…» — лубок и карикатура эпохи наполеоновских войн.
Неизвестный художник. «Сверху вниз или причина и следствие», Франция, 1814г.
Изначально не воспринял её так уж всерьёз, шёл на Вакидина, а на эту — за компанию. Но посмотрев в корне поменял мнение, выставка отличная. Есть вещи интересные как с точки зрения истории, так и с точки зрения графики — отличные находки. Есть совсем наивные, народные работы, а есть многофигурные композиции по всем тогдашним академическим законам, с тонкой проработкой. Гравюры не только русских авторов, но и французских, английских, немецких. В связи с этим интересны разные взгляды и акценты в карикатурах.
До 28 октября.
В Государственной Третьяковской галерее, что в Лаврушинском идёт выставка «Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло».
Михаил Ларионов.
Сама заявленная тема отличная — примеры разных хитрых техник из обширных запасников. Но тема эта не раскрыта ни на полдюйма. В каждом зале подписи к работам пестрят непонятными для большинства простых посетителей терминами, а кое-чего я и сам не слышал никогда, хотя графикой интересуюсь плотно. В связи с чем у пытливого зрителя возникает вопрос: «А где бы мне почитать про все эти прекрасные и сложные техники? Про бумагу Верже, про papier-pelle, эгломизе. Это же так интересно, да и формат выставки образовательный». А организаторы отвечают нашему зрителю: «А нигде. Пишите в блокнотик и гуглите дома». На всей выставке ни одной аннотации, ни одного пояснения. Это обескураживает так же, как и вид знаменитой третьяковской камеры хранения.
Но сами работы стоят посещения, лично для меня было процентов 30 совсем проходного, типа Тропинина, но есть и совершенно прекрасное — на удивление много разного Ларионова, в частности работа с фотографии выше (там по технике какой-то хитрый замес с песком), много рисунков Иванова, в числе коих замечательный эскиз из библейской серии «Хождение по водам», ради неё одной можно туда сходить, удивительная вещь (а в это раз ещё заметил, что на нём видны силуэты первого компоновочного варианта, менее активного, и эти силуэты работают, как часть фигур, нарисованных сверху). Есть интересный пейзаж Волошина на тёмно-синей бумаге.
До 11 ноября.
Там же выставка эскизов Виктора Васнецова к росписям Владимирского собора в Киеве.
М. В. Васнецов. «Богоматерь с младенцем», карандаш, 1895г.
Во мне увиденное не оставило никакого следа, вообще. Да, очень масштабно, да, круто нарисовано и написано, но как эскизы росписи, да ещё и храма — по-моему странно. Но очень много можно посмотреть полезного технического, как в графических эскизах, так и в живописных.
До 8 сентября.
В Инженерном корпусе Третьяковки выставка работ Марка Шагала.
Вообще, я всегда его не особо любил. Но сходить решил обязательно, чтобы составить впечатление вживую. И ни разу не пожалел! Натурально, произошло переосмысление художника. Во многом благодаря тому, что на выставке представлена в основном графика, которая мне всегда у него больше живописи нравилась, и тому, что графика не та, что на виду, многие работы видел впервые. Больше всего понравились офорты и аппликации. Работы сделанные на ощущении— гармония есть, а механизмы неясны, очень интересно. Ходил долго, много возвращался, хочется рассматривать. Проходное тоже есть, но совсем мало, выставка очень наполненная.
А ещё сложилось впечатление, что живи он сейчас — был бы популярным иллюстратором, многие работы созвучны нынешним тенденциям.
До 30 сентября.