Иллюстрации и комментарии к началу практической части: http://strg-circle.livejournal.com/172485.html
Выразительные средства композиции: ритм, контраст и нюанс, пропорции и масштаб, глубина и плоскостность, свет, цвет, фактура и текстура.
5. Ритм.
Александр Родченко, «Лестница».
Александр Родченко, плакат для Моссельпрома.
Пит Мондриан, пейзаж с деревьями.
Пит Мондриан, «Композиция».
Май Митурич, «Дорога».
Май Митурич, «В узбекском селении».
Диего Веласкес, «Сдача Бреды».
6. Контраст и нюанс.
Контраст — Анри Матисс, «Клоун».
Нюанс — Владимир Татлин, «Цветы».
Контраст — Николай Тырса, «Обнажённая».
Нюанс — Владимир Вейсберг, «Обнажённая».
Контраст — Вениамин Басов, «Смерть Ивана Ильича».
Нюанс — Константин Сомов, «Девочка Оля».
Контраст — Эгон Шиле, «Фигура с нимбом».
7. Пропорции и масштаб.
Да — Борис Семёнов, «Ленинград. Исаакиевский собор».
Да — Питер Брейгель, «Охотники на снегу».
Да — Джованни Баттиста Пиранези, лист из серии «Темницы».
Нет — иллюстрация неизвестного мне автора.
8. Глубина и плоскостность.
Большая глубина — Александр Иванов «Явление Христа народу».
Малая глубина, рельеф — Владимир Фаворский, иллюстрация к книге «Руфь».
Большая глубина — Анри Матисс, «Вид из окна в Танжере».
Малая глубина, рельеф — Джорджо Моранди, офорт.
Малая глубина, рельеф — Владимир Ильющенко «Натюрморт на сером фоне».
Большая глубина — Питер Брейгель, «Охотники на снегу».
Малая глубина, рельеф — Владимир Фаворский, «Букет».
Отсутствие глубины, плоскостность — Казимир Малевич, «Дети».
9. Свет.
Рембрандт, «Лист в сто гульденов».
Андерс Цорн, портрет.
Иллюстрация Дейва МакКина.
Михаил Врубель, «Обручение Марии и Иосифа».
Рембрандт, автопортрет.
Пастель Галины Макавеевой.
Дмитрий Горелышев, «Зима».
10. Цвет.
Фернан Кнопфф, «Жанна Кефер».
Эндрю Уайет, «Открытое и закрытое».
Андрей Мыльников, «Лето».
Андрей Мыльников, «Лето», эскиз.
Ксилография Хельмута Грисхабера.
Обложка Дейва МакКина.
Литография Джона Пайпера.
Полезное упражнение на работу с цветом.
Выбирается один объект, красится на всех листах одним колером, а потом, с помощью изменения светлоты, цвета, насыщенности окружения этого объекта, меняются его качества и выразительность. В данном случае базовая фигура — оранжевый треугольник:
Активен по насыщенности и светлоте.
Отступает.
Приближается.
Сближен по светлоте.
Выбирается один объект, красится на всех листах одним колером, а потом, с помощью изменения светлоты, цвета, насыщенности окружения этого объекта, меняются его качества и выразительность. В данном случае базовая фигура — оранжевый треугольник:
Активен по насыщенности и светлоте.
Отступает.
Приближается.
Сближен по светлоте.
11. Форма и контрформа.
Жан Батист Шарден, натюрморт.
Василий Чекрыгин, «Голова лошади и раб».
Владимир Ильющенко, «Крымский полдень»
Александр Ливанов, «Ангелы с трубами».
Жорж Сёра, «Черный бант».
12. Фактура и текстура.
Литография Пьера Боннара.
Александр Ливанов, «Натюрморт со стеклянной воронкой».
Ральф Стедман, иллюстрация к книге о Фрейде.
Сеймур Хваст, иллюстрация.
Елена Ненастина, пейзаж.
Дмитрий Горелышев, «Зима».
Пост скриптум. Этапы работы над композицией.
1. Понять, что изображаем, основную тему, сюжетную или пластическую. Что главное.
2. Какие ассоциации, как передать. Что слишком слабо, а что слишком в лоб.
3. Подходящий формат.
4. Какой ракурс, откуда наиболее выразительно показать.
5. Какие большие пятна (и по тону, и по цвету), их статика/динамика, пересечение, взаимодействие.
6. Пространство и форма. Насколько большая глубина, сильно ли стоит выявлять форму, откуда свет, что ближе, что дальше.
7. Степень необходимой детализации. Где, сколько. Не разрушить деталями целое.
8. Снова проверить большие массы. Лишнее убрать.
1. Понять, что изображаем, основную тему, сюжетную или пластическую. Что главное.
2. Какие ассоциации, как передать. Что слишком слабо, а что слишком в лоб.
3. Подходящий формат.
4. Какой ракурс, откуда наиболее выразительно показать.
5. Какие большие пятна (и по тону, и по цвету), их статика/динамика, пересечение, взаимодействие.
6. Пространство и форма. Насколько большая глубина, сильно ли стоит выявлять форму, откуда свет, что ближе, что дальше.
7. Степень необходимой детализации. Где, сколько. Не разрушить деталями целое.
8. Снова проверить большие массы. Лишнее убрать.