Курс состоял из пяти упражнений.
1. На первом занятии была лекция о разных подходах к рисованию фигуры и собственно первое задание — о рисовании линией и пятном. Это два основных средства, которые используются в любой графике, всё остальное — их производные. Сначала группа рисовала модель только линией (карандаш, ручка), потом только пятном (кисть, тушь) а в завершении — линией и пятном вместе, причём так, чтобы два средства не дублировали друг друга, одного должно быть больше, другого меньше.
2. Следующая тема — рисование сечениями. Это воображаемые линии, которые образуются при мысленном рассечении предмета плоскостью определённого наклона. Сечение описывает форму подобно обручу, повторяя рельеф рассечённой поверхности. Участники сначала делали точный линейный рисунок, а потом делали на нём сечения в самых наполненных частях основных форм. Сечение может быть сделано под любым углом, но в рамках задания важно делать их именно поперёк продольной оси объёма, это помогает достоверно показать ракурс.
3. Далее было упражнение о рисовании с другой стороны. Находясь перед фигурой, участникам нужно было нарисовать её с точки, противоположной реальному положению, как будто они сидели напротив. То есть, нужно было мысленно переворачивать модель на 180 градусов. Задача — представить как изменится силуэт, как расположены части тела, которые мы не видим или видим фрагментарно. Нужно убедительно передать позу и конструкцию фигуры — вставки, повороты форм. Мелкими деталями можно жертвовать, главное предать большие соотношения. Этим упражнением проверяются реальные знания по анатомии, понимание ракурса и формы.
4. Четвёртое упражнение — «корень имбиря». У каждого рисунка по такому заданию два автора. Первый за полминуты линией рисует фигуру, гротеск, усиление характерных черт модели и позы в таком рисунке приветствуется. Второй автор принимает эстафету и в течении сорока минут доделывает этот рисунок, не исправляя линию первого автора, какой бы неточной и странной она не казалось. Цель — создать из быстрого рисунка цельную, замкнутую и убедительную форму.
5. Цель последнего занятия курса — проверить новые навыки, посмотреть как изменилось рисование. Суть задания очень проста — нужно рисовать с нарастающим темпом. Позы по пять, три и одной минуте сменяются «динамикой» — когда модель двигается, не замирая, медленно переходя из одной позы в другую. Задача — получать завершённый рисунок с акцентом на движение фигуры, вне зависимости от времени за которое он сделан.
Ниже публикуем отзывы участников без редактуры:
"Курс сжатый, абсолютно без "воды", только разнообразная практика (1 занятие - 1 упражнение). Максимально продуктивно, но требует самостоятельной практики после курса. С нуля за 5 занятий научиться рисовать нереально - а вот узнать приёмы, хитрости и методику для того, чтобы понимать что к чему - то, что нужно."
"Спасибо большое Дмитрию, натурщикам и всем организаторам этого курса!Каждое занятие проходило на одном дыхании. Дмитрий уделял каждому достаточное время и внимание. Понравилось ,что каждое задание направляло не просто на техническое выполнение, а также на решение определенной задачи, так сказать,работу мозга. Что я вынесла с этого куса? Могу сказать точно, впервые осознала то, что академический рисунок - это превосходно, но надо также уметь смотреть на рисунок "в других измерениях", это очень интересно и полезно."
"Курс для меня очень полезный и ценный. И тем, что я знаю, на что обращать внимание, и тем, что я узнала базовые задания, которые можно выполнять вне курса, и тем, что я вообще узнала о своем рисовании много нового и поняла, куда дальше. Спасибо больше!"
"На курсе было много интересных заданий, для понимания формы тела. Дима интересно, понятно и простым языком объясняет задачи и указывает на ошибки в работе."
"Очень интересный и познавательный курс)как студент ,которому надо изучать анатомию человека ,поняла от чего отталкиваться и на что равняться . Было большое количество набросков ,после чего просмотр на котором говорили все твои плюсы и минусы ."
"Этот курс меня прямо удивил! Это и не рутинное академическое рисование и не набор лайфхаков для тех, кто впервые взял в руки карандаш. Это как будто тебя провели по круглому коридору и показали пять разных дверей в один невероятный зал со сказкой. куда ты все пытался попасть, потому что слышал оттуда музыку, но все время бился головой о стену. Все задания были разными по сути, но когда курс закончился, я почувтвовала, как они сложились у меня в одно целое как если мы рисуем пятном, пропускаем некоторые промежутки, и мозг сам достраивает фигуру. Что мне понравилось большего всего - так это то, что это не только про фигуру! У меня появилось ощущение, что я все стала видеть более цельно! Видеть!!! От этого прям штырит! Преподаватель очень доброжелательный, профессиональный и вдохновляющий! Очень с ним комфортно и приятно!!! Спасибо большое за курс!!!"
"Для меня курс был, как говорится, выходом из зоны комфорта. Правда, в части рисования людей я в неё особенно-то и не входила, но было прямо очень стрессово. Шутка ли, я до того только один раз рисовала живых людей с натуры. Как ни странно, что-то получилось. Хотя, откровенно говоря, курс мне был явно великоват. Думаю, что для меня, может быть, было бы логичнее начинать с конструктивного рисования фигуры. Было ощущение, что я учусь плавать, будучи сброшенной с лодки в море. Хотя Дима всегда был поблизости, подавал спасательный круг и свистком отгонял акул :) А вообще я более всего довольна тем, что не сбежала с первого же занятия, заламывая руки и посыпая голову пеплом, а проделала все предложенные упражнения и даже в итоге удовлетворена некоторыми работами."
"Мне очень понравился курс "Интенсивное рисование фигуры" Дмитрия Горелышева. До этого курса я не рисовала человека ни в каком виде и даже не знала как к нему подступиться, теперь я могу посмотреть, изучить и изобразить человека 6 разными способами. Сложно выбрать лучшее занятие все были интересными, но для меня это наверное Сечения, то понимание и ощущение формы которые они дают; и Фигура в движении, когда нет времени потеряться в деталях выбираешь главное. Всем рекомендую, курс "Интенсивное рисование фигуры»!"
"Отличный курс. Продуманный, простроенный. Очень здорово подобраны упражнения. Когда туда шла: меня спрашивали: "Ты что реально думаешь чему-то научиться за пять занятий?" Реально! Я получила там какой-то огромный объем информации и много инструментов, и думаю, что буду усваивать полученные знания еще полгода минимум. Во-первых, я разрисовалась. Заржавевшие рисовальные шестеренки в моей голове смазали прокрутили во всех мыслимых направлениях. Во-вторых, я получила набор упражнений. Даже с учетом того, что делаю я их еще далеко не идеально, они как-то поменяли отношение к рисованию. Например, когда я рисую любой объем, я вспоминаю "корень имбиря", и это очень помогает мне понять как изобразить заданную форму. В-третьих, курс заставляет вытащить на поверхность и упорядочить те знания, которые уже есть в голове, и выявляет слабые места, требующие проработки. Еще Дмитрий ухитряется дать какое-то море полезной информации между делом. В голове остается что-то и про конструкцию, что-то - про организацию работы. И про то, насколько разным может быть один материал. По следам курса можно делать цитатник формулировок. "Там не цилиндры, а батончики" - и ведь запомнилось же. Самое крутое, что курс заряжает идти и рисовать. Пробовать, применять полученное. Это просто прекрасно."
"Курс просто блеск!!!! :)))))))))) Рисование с натуры по 3 часа, которые просто проносились со скоростью звука!!!! Вшуууух! Упражнения, которыми с нами поделились прекрасны и целостны. Я намереваюсь практиковать их и через 10 лет, и через 30 :). Для меня рисование с натуры именно в таком ключе - в аудитории - было впервые. И это очень вдохновляет, когда рядом с тобой рисует еще 15 рук! Просмотры вызывали во мне водопад восхищения! :) Каждый раз я считала себя самым лошпеном, но в хорошем смысле! Это подстегивает к осознанию своих пробелов и делает тебя сильнее. Ведь когда знаешь, что надо проработать, ты уже наполовину вооружен! :) Во время урока я почти не смотрела по сторонам, потому что главное было рисовать, изучать натурщика и в голове происходили какие-то Большие Взрывы :) Упражнения и конкретные узкие задачи запускают в голове вопросы! И ты начинаешь думать!!! Я даже почти не запомнила лиц своих прекрасных сокурсников, настолько была вовлечена в процесс!!! Во время просмотра мне было сложно ответить на вопрос Димы "Что было новое для тебя", потому что вроде как многие вещи я знала еще из онлайн курса по рисованию фигуры человека, точнее они находились где-то в моей голове, то есть я уже знакома с ними, но отучившись на своем первом курсе именно в школе, я поняла, насколько это действеннее и интереснее, чем искренне любимые мною онлайн-курсы! И потрясающе то, что эти упражнения можно выполнять в школе на набросках или когда рисуешь сам с собой где-то :) После уроков я чувствовала себя наполненной и восхищенной! :) И вовсе не уставшей!!! Была готова отправиться на пробежку и после проплыть пару км в бассейне под звездами :) (Оля Ос)"
За фотографии спасибо Ирине Константиновой.