Любой, у кого есть рисунок с анонсируемой моделью приглашается залить его на какой-нибудь фотохостинг (скажем, ЛЖ+) и добавить в комментарии. Прошедшие цензуру добавлю в пост.
Приносим извинения всем, кто ожидал ночных безумств в Кисельном — после 22-х ничего не планируется. Слишком поздно всё согласовалось, качественное мероприятие не успевалось.
Зато с 14 до 22 — целый портретный день, начиная с обычной субботней практики и заканчивая большим портретным мастер-классом о мимике.
Дебютирует Лиана. Сама из рисовальщиков, так что дебют обещает быть интересным.
Если у вас есть рисунок с анонсируемой моделью — выложите его в комментарии. Как добраться до мастерской смотрите профайле. Не забывайте документ для оформления пропуска на вахте.
Леонид Сойфертис «Спортивная ходьба» и «На дистанции», уголь.
Не знаю как вы, а я, к своему стыду, впервые был в Институте русского реалистического искусства, соблазнившись выставкой «Советский спорт». Надо сказать, что я впечатлён, и самой выставкой, и тремя этажами постоянной экспозиции.
Выставка про спорт, очень разнообразная, мажорная по звучанию. Разные по материалу и стилю работы собраны в аккуратную экспозицию. Тут и флорентийская мозаика Дейнеки, и скульптура Янсон-Манизер, работа Бродского с Ворошиловым на лыжах, Попков, Сойфертис, Пименов. Есть просто прекрасные пластические работы, такие, которые на все времена, а есть работы контекстные, оставшиеся в том времени — с румяными и здоровыми комсомольцами, с очевидным сейчас перебором. Но в этом и заключается интересность выставки — посмотреть на тему во всей полноте проявлений.
До 25-го мая.
Виктор Попков «Старик».
Борис Угаров.
А теперь про основную экспозицию. Надо сказать, что я никак не ожидал, что в районе Павелецкой, на территории бизнес-центра есть собрание советской живописи реалистического толка, пожалуй не менее полное и разнообразное, чем в Третьяковке на Крымском. Три этажа отлично сделанной экспозиции, в которой, разумеется, очень много совсем мне не близкого и неинтересного (особенно это касается вторичных реалистических работ последних лет — одинокие бабули со слезинкой и пейзажи с куполами). Экспозицию нужно очень сильно фильтровать. Но та добрая половина, которая остаётся после фильтрации столь внушительна по качеству и по составу, что диву даёшься. Все те авторы, которых видел только в советских альбомах, там есть, и не абы что, а прекрасные работы. Я просто перечислю некоторые фамилии: Иванов, Оссовский, Обросов, Жилинский, Попков, Салахов, Стожаров, Коржев, Угаров, Андронов, Васнецов. Тем, кому нравится просто очень качественная, цветная живопись, без хитрых концепций, просто про цвет, про композицию, про форму, про сюжет, да и что уж тут — про технику, идти обязательно.
И, да, всё это время я ходил по музею совершенно один.
— Почему короткий рисунок — более ответственное рисование, чем наброски?
Короткий рисунок “более ответственный”, чем набросок потому что предполагает более длительное рисование. Следовательно, более длительное обязательство, более высокую ставку, два часа против пяти минут. Длительность обязательства, которое мы можем взять, отражает наше положение на пути от новичка к гению.
Технический момент - короткий, как больший формат и дистанция, требует больше знаний и более разумного и комлексного их применения. Набросок — это малая форма, хороший большой рисунок — это ансамбль.
Аспект дурной умственной привычки — на коротком сложнее попасть в плен иллюзии, что мы делаем малое, а потому оно несерьезно. На набросках как бы проще марать бумагу “не получилось и ладно — это всего лишь набросок”, чем на коротком.
С точки зрения качества практики разницы между наброском и коротким нет, потому что всё, что мы делаем в жизни имеет значение. “То как мы делаем одно малое дело — это то, как мы делаем другое малое дело. Все наши малые дела — это наша жизнь”.
Д. Горелышев и Н. Никитин 19 IV ’16
Если у вас есть вопросы к ведущим Кружка о рисовании - присылайте их на почту shtabkruzhka@gmail.com.
Спасибо тем, кто фотографировал за фотографии. Если у кого-то есть фото с постановок марта и апреля не вошедших в пост, добавляйте, пожалуйста, в комментарии.
Мастерская ручной печати начала работу в апреле. Мы провели четыре обзорных занятия о техниках ручной печати (диатипия, трафарет, линогравюра, штамп) и два мастер-класса (о комбинаторике и формате работы).
Диатипия
В диатипии мы создаем отпечаток, рисуя на листе бумаги, лежащем на покрытой краской печатной пластине. Этот способ ручной печати наиболее близок к рисунку, но имеет свои особенности и возможности.
Участники познакомились техникой диатипии и основами культуры печати - мы поговорили о композиционной роли печатного поля в листе, технологических этапах, обратили внимание на зеркальность изображения, которое необходимо учитывать при переносе эскиза. Выполнили упражнения - посмотрели, какого результата можно добиться карандашом, разным нажимом, пальцами и проч. Поиграв, поставили задачу: выбрать из постановки два предмета и подчеркнуть различия в свойствах поверхности: гладкое или шершавое, матовое или глянцевое, используя полученный опыт.
Важные моменты: - особенность диатипии: чуткость поверхности к касаниям. Нужно быть аккуратным, например, не класть руку на рабочее поле; - нарисованное и отпечатанное зачастую выглядит по-разному. Нужно запоминать силу нажима, привыкать к своим инструментам; - техника очень живая за счет случайных эффектов, на отпечаток лучше смотреть как можно чаще и учитывать произошедшее в нем;
Подробный рассказ о технике диатипии здесь и здесь.
Трафарет
Изображение создается послойно, наложением пятен. Масляная краска наносится на поверхность печатного листа резиновым или поролоновым валиком через трафарет - лист тонкой бумаги с прорезанным окошком нужной формы. Мы вели работу над листом от общего - к частному, от большого пятна - к деталям. Наложения и случайности, непредусмотренные в эскизе, дают интересные эффекты, с которыми необходимо считаться при печати листа и тиража работ.
Участники получили два задания: передать форму предмета с помощью трафарета небольшого размера 5х5 см и показать предмет в пространстве с на листе формата А3.
Настя ( Collapse ) Подробный рассказ о технике трафарета здесь
Комбинаторика и штамп
На третьем мастер-классе мы осваивали высокую печать и работу простых элементов в композиции. Штамп часто используется для создания орнаментов. Но в данном случае мы делали акцент на организации графического листа.
Участники выполнили несколько упражнений: - придумать интересную для работы геометрическую форму; - исследовать варианты взаимодействия форм в паре (две одинаковых, две разного размера, две разного характера); - создать ритмическую и пятновую композиции в листе А3.
Сначала участники осваивали этапы процесса, вырезая формы из плотной черной бумаги. Затем наиболее интересные решения вырезали из мягкихластиков Koh-i-noor ии печатали комбинации полученных штампов штемпельной краской. Мы наблюдали, как работают элементы, какие варианты могут появиться при печати, как организовать взаимодействие пары элементов.
Далее работали с повторением - ритмическими композициями. Многие элементы, например белые контрформы становятся более активными при повторении. Композиция рождается в процессе работы, нужно сохранять внимание к потребностям листа.
Некоторые результаты:
( Collapse ) Полезные советы: - чтобы увидеть взаимодействие, одиночный элемент-штамп и пары элементов лучше печатать на отдельных листах А5; - избегаем механистичности, абсолютной ровности. Интересны и ряды одинаково пропечатанных элементов, и различия в тоне и случайные перебивки ритма; - работаем острым макетным ножом; - для печати штампов подходит штемпельная краска, она дает более равномерный тон и не так быстро сохнет в подложке, как линогравюрная; - чтобы ограничить рабочее поле, удобно использовать паспарту.
На четвертом мастер-классе мы осваивали выразительные средства линогравюры: силуэт и деталь.
В начале занятия мы знакомились с техникой резьбы и инструментами. Участник Кружка Александр Литвинов показал, как поддерживать качество заточки штихелей. Затем перешли к практике. Мы делали эскизы - маленькие выразительные силуэты на черной бумаге, дополняя детали белым карандашом. Чтобы справиться с задачей, нужно было сильно обобщить форму, довести ее до знака, выбрать главный акцент. Затем вырезали силуэтный портрет предмета с 1-2 деталями из листа линолеума 4х5 см.
Катя, А9 на листе А4
Настя, А9, на листе А4
Александр, А9 на листе А4
Надежда, А9 на листе А4
Юлия, А9 на листе А4
Получив первые результаты, мы перешли к формату А5 и работали с силуэтом другого предмета. Говорили о характере формы, соотношении большого общего силуэта и малого - акцента. Учились сокращать количество деталей. Лишние подробности мешают восприятию, создают технические сложности. Продумываем форму и четкие контуры, контролируем соотношение черного и белого в листе
Печатали работы, обсуждали, дорабатывали, пробовали варианты печати и расположения в листе. Все участники выполнили несколько оттисков обеих работ.
Юлия
Катя, А3 ( Collapse ) Полезные советы: - чтобы проверить, как будет работать силуэт, выполняем эскиз в полный размер и кладем его на будущий печатный лист. Так мы получаем более точное представление о будущем отпечатке, добавляем только нужное.
Приглашаем на лекционно-практический курс о фигуре в движении. Он пройдет 16, 23, 27 июня и 4, 11 июля в мастерской на Кузнецком мосту. Теоретическую часть (две лекции по субботам) проведет Александр Рыжкин. Практическую (три занятия по средам) - Николай Филатов. Можно прийти как на все занятия, так и только на лекции или практику.
Программа
Рисунок Николая Филатова
Лекции - Рассмотрим, как один объем тела взаимодействует с другим и как они изменяются во время движения.
Практики - рисунок фигуры в сложной позе - рисование коротких сложных поз и рисование движущейся фигуры (примеры заданий: 1, 2) - рисование фигуры в движении без модели по заданиям (пример задания)
На практическую часть мы приглашаем тех, у кого уже есть опыт рисования фигуры, пусть даже небольшой.
Преподаватели
Александр Рыжкин Преподает анатомию и рисунок в МГХПА им. Строганова. В свое время он учился у Романа Куриляка, который учился у Готтфрида Баммеса. Ныне Александр Рыжкин - крупный специалист в своей области, активно практикующий график, живописец и скульптор, автор учебных пособий. Он уже неоднократно проводил в Кружке мастер-классы и лекции (репортажи и видео ). Фейсбук
Николай Филатов Художник, архитектор, скульптор, дизайнер. В 2010 году закончил МАРХИ. В 2016 закончил БВШД по курсу «иллюстрация». В разное время преподавал пластическую анатомию в частных студиях рисунка Сайт
Расписание и адрес 16 и 23 июня - лекции с 10:30 до 12:30. 27 июня, 4 июля, 11 июля - практика с 19:00 до 22:30.
Кузнецкий мост, 12, мастерская 341. Войти в подъезд слева от Музея игровых автоматов, на 3-й этаж, два раза направо. Простая школа.
Запись Запись открыта до 10-го июня. Для записи заполните форму. Вам придет оргписьмо с квитанцией на оплату. Оплатите по квитанции в течение пяти рабочих дней после регистрации, но до 10-го июня, чтобы сохранить место в группе.
Если гугл-фома засбоит, из-за блокировок, напишите нам на почту mail@prostaya.ru
Цена всего курса – 10000 ₽ Отдельно лекций – 4000 ₽ Отдельно практики – 6000 ₽ На практике 15 мест. Скидки по запросу.
Курс разработан в Простой школе. Ведущие – Александр Рыжкин, Николай Филатов. Художественный руководитель - Дмитрий Горелышев. Координатор - Кристина Пашкова. Директор - Никита Никитин.
Модель в интерьере с растениями. Позирует Миниатюрная Аня.
Мастерская открыта в 14:45, модель на подиуме в 15:00
Хронометраж: 15 10 10 10 15 15 15 10 15 15 5
Стоимость практики 300 рублей. Проведет Катя Косьяненко. Адрес: Кузнецкий мост, 12. Вход слева от Музея игровых автоматов, 3-й этаж, 337, Простая школа, ближний зал.
Мастерская открыта в 19:15, модель на подиуме в 19:30
Хронометраж: 15 15 15 10 10 10 10 10 5 5 5 5 5 5
Стоимость практики 300 рублей. Вопросы - ведущему, Кириллу Зиману на levcogan@gmail.com Адрес: Кузнецкий мост, 12. Вход слева от Музея игровых автоматов, 3-й этаж, 337-338, Простая школа, дальний зал.