В Музее имени Бахрушина идёт выставка «Прорыв. Русское театрально-декорационное искусство. 1870-1930».Михаил Ларионов «Сверчок», трафаретная печать.Большая и очень плотно размещённая экспозиция — эскизы сценографии и костюмов, афиши, макеты. Первый зал показался самым неинтересным, хотя есть большие мастера (Серов, Головин, Соллогуб, Симов) и отдельные красивые штуки, но в работах этого периода меня утомляет нарочитая небрежность, неряшливость и пестрота. То ли дело второй и третий зал, там целая россыпь редкого и прекрасного — не виданная никогда сценография Петрова-Водкина, эскизы костюмов Татлина, Ларионова, Лисицкого (которые по сути не эскизы костюмов, а самостоятельные графические листы), тончайшие микроэскизы гениального Чехонина, неожиданные театральные работы филоновских учеников. Кроме того на выставке масса замечательных плакатов, очень изобретательных и совершенно современных не смотря почти на столетнюю давность.
До 23-го февраля.
В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ идёт выставка «Ильязд. XX век Ильи Зданевича».Выставка посвящена деятельности Ильи Зданевича — русского художника, теоретика искусства, дизайнера, издателя и просто неуёмного человека. В экспозиции представлены все этапы его работы, российский и зарубежный. Поражает энергия и широта охвата, при том, что далеко не всё из представленого лично мне по душе. Основное содержание экспозиции — книга художника (livre d'artiste) и афиши. Из интересного — эскизы тканей (Зданевич одно время заведовал тканями у Шанель), прекрасные лошади Пикассо, портреты Джакометти, гравюры Мишеля Гино и отдельная радость — разнообразный и тонкий ручной набор Зданевича в его книгах, который зачастую затмевал странноватые картинки иных авторов.
До 14-го февраля, поторопитесь.
В Московском музее современного искуства, что на Гоголевском бульваре идёт выставка Егора Плотникова «Незначительное».Егор Плотников — живописец, выпускник мастерской Павла Никонова, постоянный участник выставок Клуба московских живописцев в галерее «Ковчег», о которых я неоднократно писал. Но эту выставку сложно назвать выставкой живописи в прямом смысле, хотя сами работы написаны отлично. Это скорее проект о проблеме экспоната — как живопись переходит в новое качество, будучи оформленой и помещённой в выставочное пространство. Не становится ли само пространство частью этой живописи? Кроме этой темы в работах я ещё увидел аналогию с тачскрином мобильных устройств и характерным для них масштабированием картинки на экране.
До 8-го марта.