Не так давно я писал о том, как группа о рисовании человека работала с темой многофигурности (1, 2). Графическая мастерская также поработала с этой темой, но с несколько другой стороны.
Идея и основной посыл всего блока состояли в том, что из любых, даже совершенно случайных объектов можно сделать завершённую и выразительную композицию. Главные инструменты в этом деле:
- соотношение размеров и форм предметов — большое, среднее и малое
- касания между ними — формы могут объединяться, образуя новые формы, могут отталкиваться или касаться друг друга в конкретной звонкой точке
- контрформы — пространство между формами может стать для композиции ценнее, чем сами формы
- разница в очертаниях — уравновешивание в одном листе простых форм с более изощрёнными, одно оттеняет другое
Весь блок состоял из двух больших тем — работа с натуры и работа по воображению.
В первой теме было два упражнения.
1. Основой для работы были сложные постановки из множества разрозненных объектов. На первом занятии объекты были маленькими, на втором — крупными. Участникам нужно было придумать и изобразить композицию, где случайные предметы вели бы себя не случайно. Нужно было выбрать интересный фрагмент и решить, что из него можно использовать без изменений, а что поменять для большей выразительности. Предметы можно было изображать достоверно или упрощённо, всё зависело от идеи автора. Нужно было сделать два типа работ:
- вырезать всю композицию из одного листа бумаги
- набрать композицию из отдельных силуэтнызх форм, подобно конструктору
Задача — создать такие отношения в листе между фигурами, чтобы это выглядело звонко и завершённо
Работали в технике аппликации из чёрной бумаги.
Одна из постановок:
Ануш Микаелян:
Дмитрий Горелышев:
Елена Феклистова:
Наталья Гриценко:
Наталья Спивак:
Татьяна Борисова:
2. Вторым упражнением стала совместная работа. Группа делала изображения по одному «ходу» друг за другом, передавая листы по кругу. У каждого участника был свой объект. Первым ходом на пустом листе можгло быть любое изображение этого обекта — размер пятна, расположение и ракурс выбирал участник. Все последующие действия других участников привязываются к тому, что происходит на листе — что и куда нужно добавить, какого размера и формы пятно необходимо, как изобразить свой предмет так, чтобы он оказался уместен в текущей ситуации. Кроме того, полноценным действием был и пропуск «хода», если участник решал, что самым полезным на данном этапе будет сохранение листа в текущем виде.
Упражнение на чувство меры, ну умение «слушать» композицию. Не принуждать, не подминать по свои привычные методы, а дополнять в унисон.
У этих работ десяток авторов: