Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
kruzhokskorogorisunka.ru

Categories:

Пленэрные задания в Графической мастерской. Часть третья — диатипия



После чисто рисовальных заданий была тема, соединяющая рисование и печать — техника диатипии.

Это техника ручной печати, разновидность монотипии. Диатипия очень хороша в качестве первой печатной техники — она доступна абсолютно любому, не требует специального оборудования и относительно легка в исполнении. При этом на выходе полноценный печатный лист, правда только один, тираж невозможен. Кроме того диатипия как техника компактна, что позволяет использовать её даже на пленэре.


Что нужно для диатипии:
- Ровная гладкая поверхность подходящего вам формата (рекомендую А3), например — прозрачный пластик толщиной 1-3 мм. Проверьте, чтобы на пластике не осталось защитной плёнки.
- Гравюрный валик или более дешёвый эквивалент — прижимной валик для обоев (резиновый желтый, есть в любом хозяйственном).
- Хорошая тонкая бумага для печати (чуть желтоватая или сероватая из блокнотов), обычная принтерная бумага того же формата. Ватман и акварельная бумага слишком плотные для этой техники. Лист должен быть того же размера, что и пластик.
- Чёрная масляная или типографская краска. Масляную краску лучше обезжирить, предварительно выдавив некоторое количество на газету — она впитает лишнее масло.
- Небольшие канцелярские зажимы.
- Карандаши, шариковые ручки.
- Нож, ножницы.

Рабочую поверхность пластика нужно подготовить заранее — выдавить на нее немного краски и раскатать валиком очень тонким ровным слоем, не доходя до краёв пластика сантиметр-полтора (это позволяет оставить торцы пластика чистыми, тогда он не пачкает руки и одежду). Прогладьте красочный слой рукой через газетный лист, уберите газету и оставьте подсохнуть на несколько часов. Подсохшая краска обеспечивает последующим слоям лучшее сцепление и более сложную текстуру. Для транспортировки доски с накатанной краской удобно вырезать кусок картона того же формата и закрывать им красочную поверхность, прижав их друг к другу зажимами.

Как делать диатипию:
- На краску кладём сначала «паспарту» — лист бумаги, в котором прорезано отверстие нужной вам формы. Это рамка для вашего изображения, она обеспечивает чистые края листа и саму форму печатного поля, которая может быть любой — прямоугольной, квадратной, круглой.
- Сверху кладём два листа бумаги — начала хорошей, потом сверху офисной (или тоже хорошей, если не жалко). На нижнем листе у нас получается оттиск, а на верхнем рисунок.
- Крепим всю конструкцию к пластику двумя небольшими зажимами так, чтобы можно было открывать листы как книжку. Если вы правша, будет удобно закрепить с левой стороны. Это нужно для того, чтобы листы не смещались относительно друга при открывании.
- Далее собственно рисование — контуры можно делать карандашом или ручкой, тон продавливать просто пальцами. Всё что вы делаете с верхним листом, отпечатывается краской на нижнем. По принципу копировальной бумаги, но с особой, присущей только этой технике текстурой. Нужно быть осторожным и не трогать лист и не опираться на него без надобности, лучше рисовать держа руку на весу или упираясь мизинцем в то место, где находится «паспарту». Любое случайное прикосновение фиксируется на отпечатке и может быть совсем не кстати.
- Рекомендую регулярно по ходу работы поднимать листы и смотреть что получается на оттиске. Это позволит быстрее понять, правильной ли сухости краска, правильный ли нажим на карандаш, когда завершать работу.
- При необходимости можно использовать маски — фигурные кусочки бумаги, резанные или рваные. Их хорошо использовать для бликов, резкого света, выделения какого-либо объекта. Там где лежит маска на листе ничего не отпечатывается, остаётся чистая белая бумага.

Эта техника требует чуткой настройки под себя — чем дольше с ней работаешь, тем лучше чувствуешь нужные параметры слоя краски, силы нажима на инструменты. Доску никогда не нужно чистить — новый слой накатываете поверх предыдущего. Все сделанные рисунки ложатся в «грунт» красочного слоя, делают рельеф и характер вашей доски уникальными. Необязательно также обновлять красочный слой перед каждой работой.

Важный момент — оттиск получается зеркальным тому, что вы рисуете. Нужно это учитывать, если для вас принципиально истинное расположение объектов.
Диатипию можно делать и в несколько цветов, для этого разными красками закатываются нужное количество досок одинакового формата. В остальном технология та же.


Мы с группой работали в этой технике три занятия в разных местах. Нужно было передать суть места, используя выразительные качества диатипии — линия, пятно, штрих, текстура, маски.

Усадьба Братцево.

Аня Власова:




Елена Феклистова:




Катерина Хлебникова:






Наталья Спивак:




Татьяна Мухортых:




Полина Шутова:





Китай-город.

Аня Власова:




Галина Буржанова:




Елена Феклистова:




Татьяна Борисова:








Секретное место:

Аня Власова:




Галина Буржанова:




Дима Горелышев:




Евгения Колесникова:




Елена Феклистова:






Катерина Хлебникова:




Максим Шаговиков:








Наталья Спивак:




Полина Шутова:








Татьяна Мухортых:






Мои работы в этой технике.
Tags: - графическая мастерская, диатипия, методика, обучение, пленэр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments