Карандаш и ручка — самые доступные инструменты для работы вне мастерской. Компактные, лёгкие, не требующие особенных приспособлений или условий. Это упражнение о том, как сделать с их помощью живые и пространственные рисунки за короткий срок.
Нужно было нарисовать пространство с помощью разнообразного штриха и по минимуму используя контур. Кроме передачи глубины как таковой нужно было ещё сфокусироваться на одном из трёх планов, выделяя его большей контрастностью или детализацией.
Обычно рисование линейным инструментом выглядит так — мы делаем контуры объектов, а потом их «раскрашиваем». При должной точности и аккуратности получается достойная вещь, но есть и традиционные минусы — это долго и «учебно» выглядит. Если мы хотим более живого и свободного рисунка, если наша задача не столько пересчитать объекты, сколько передать пространство в целом, то лучше начинать сразу со штриха, свободного и «сквозного», проходящего через несколько объектов сразу. Такой штрих быстро нарушает белизну пустого листа — на нём уже что-то нарисовано, но при этом нет никаких ограничений в виде контуров, из штриха можно лепить пространство как из глины. Широкий и редкий штрих первого слоя становится «арматурной сеткой» будущего рисунка, задаёт основные характеристики пространства. Он может быть как плоским, так и перспективным, второй приём уместен при быстром рисовании ракурсной стены дома или комнаты. В такой ситуации горизонтальные штрихи мы делаем на участке поверхностей, соответствующем уровню наших глаз, а то, что выше или ниже раскрываем «веером», направляя все штрихи в одну воображаемую точку. Как здесь:
При этом рисунок не теряет в точности и завершённости — мы всегда можем добавить линии, толщины или конкретные элементы в качестве детали, сделать штрих плотнее и аккуратнее там, где мы фокусируем внимание зрителя. Но при этом рисунок «дышит» через сетку свободного штриха, в нём много белого.
Ещё одна задача — разнообразный штриха для передачи разных объектов. Длинный, мелкий, частый, редкий, чёткий, дрожащий, точки, закорючки — всё это делается при необходимости одним и тем же инструментом и создаёт живую среду малыми средствами. Чем свободнее при этом ваша рука, тем лучшее — излишняя аккуратность будет только мешать.
Шариковая чёрная ручка особенно хороша для такого задания, так как не даёт нам возможности стирать сделанное, но при этом имеет достаточно большой тональный диапазон. По времени достаточно получаса на лист.
Рисовали два занятия, в районе Таганской и во дворах между Кузнецким мостом и Мясницкой.
Евгения Колесникова:
Елена Феклистова:
Екатерина Хлебникова:
Наталья Спивак:
Татьяна Борисова:
Татьяна Мухортых:
Ещё материал по теме, о деревьях и ритме: http://kruzhokskorogorisunka.ru/720090.html