Блок заданий для группы по средам.
Дано: Два занятия с моделью, гуашь и кисти.
Задача: Научиться пользоваться и узнать новое.
И ещё один «детский» материал, которые предлагает совершенно взрослые выразительные средства. Гуашь — не только хорошая техника для эскиза, но и полноценное средство для создания графических листов. Некоторые даже хорошую живопись ею пишут.
Гуашь — это краска, состоящая из тонкого пигмента, замешанного с клеем и пластификатором. Связующее вещество в этой краске не такое сильное как, например, в темпере ПВА или акриловых красках, поэтому гуашь легче смывается водой. Всё что вы нарисовали можно обобщить или смыть (при условии, что у вас плотная бумага). Это можно использовать, как способ исправления ошибок, а можно сделать сознательным приёмом.
Из доступных вариантов неплохо себя зарекомендовала гуашь «Мастер-класс» и «Чёрная речка». Детские наборы в маленьких баночках не рекомендую использовать, у них бывает неприятно слизистая консистенция, и они плохо смешиваются. Будучи расфасованными в банки, гуашевые краски имеют две неприятные тенденции — они сохнут и пачкаются. Так как не все столь аккуратны, чтобы доставать нужное количество краски мастихином или чистой кистью, краска в банке со временем зачастую загрязняется. Чтобы все цвета не превратились в сложноразличимую грязь, нужно периодически мыть краски чистой кистью и водой, смывая всё лишнее. Если же краска засохла — налейте в банку чуть воды (если же сухая краска была грязной, перед этоим этапом её нужно помыть), дайте немного постоять, а потом размешайте до однородного состояния какой-нибудь палочкой или черенком кисти.
Это удивительный материал, потому что в нём соединяются свойства нескольких техник. При работе без цвета мы можем использовать чёрную краску как тушь и работать пятном — чёрным, серым — с водой или сухой кистью. Если к чёрной краске прибавить белила — палитра значительно расширяется. Во-первых, у нас появляется два разных белых — светящаяся белая бумага и плотная матовая белая краска. Бумага хорошо передаёт свет, а краска — поверхность. Во-вторых, между положенными рядом чёрным, серыми (серый через воду и серый с белилами) и белыми (бумагой и белилами) помимо взаимоотношений светлотных, возникают хроматические. То есть — серый, замешанный из чёрной краски с белилами почти всегда (зависит от состава краски) холоднее, чем серый, замешанный из чёрной краски с водой. Положив их рядом, мы увидим, как белильный серый сделает шаг к голубому, а водяной серый — к коричневому. Эти нюансные отношения бывают очень ценны при работе с пространством. Кроме того, подмешивая в серый каплю того или иного цвета можно усиливать этот эффект.
При работе с цветом ситуация та же — прозрачный цвет, ложась рядом с плотным создаёт ощущение глубины. Рекомендую ограничивать палитру, цвет в гуаши может быть менее условным, чем в карандашах, но всё равно лучше не ударяться в натурализм, всё-таки это графика, а не живопись. Начинать лучше с прозрачного подмалёвка цветом, а потом постепенно уплотнять в нужных местах. Гуашевые краски легко смешиваются при наложении одного слоя на другой, но если использовать мягкую кисть, можно делать и цветные лессировки, как в акварели. И наоборот — жесткой кистью можно смешать выбранный цвет со всеми ранее наложенными на бумагу.
И ещё, если говорить о рисовании гуашью именно фигуры, то куда органичнее выглядят листы, где фигура изображена в пространстве, а не просто силуэтом на белом фоне. При таком подходе техника полнее раскроет свои лучшие качества. Этот материал не столько про цвет, сколько про светлоту и плотность.
Вот что вышло у группы:
Аня:
Ася:
Валя:
Вика:
Даша:
Другая Даша:
Наталья:
Оля:
О гуаши в Музее рисунка.
Предыдущие посты по материалам:
Рассказ о блоке вообще и мягких материалах.
Рассказ о туши.
Рассказ о цветных карандашах.