Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in strg_circle,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
strg_circle

Categories:

Про фантастических зверей. Гравюра на картоне.



Задание для группы по воскресениям.

Дано: Три задания с ножом, картоном и офортным станком.
Задачи: Сделать серию работ в заданной печатной технике.


На первое занятие участники группы пришли не зная, что именно их ждёт и уже на месте получили задание. Нужно было придумать фантастического зверя и закомпоновать его плотно в какую-либо геометрическую фигуру. Кроме того, предстояло сделать не одиночный лист, а серию минимум из трёх работ на листах формата А3. Объединить серию можно было сюжетом, персоной самого зверя или формальными качествами графики. Зверь в данном случае взят не как самоцель, а как способ абстрагироваться от натурного. Это задание продолжает тему работы с пятном в листе, которую мы уже разрабатывали в туши и аппликации. Степень странности зверя, степень его формализации, наличие или отсутствие рамки — все это решал для себя каждый автор.

Половину первого занятия мы делали эскизы карандашом и тушью, а потом начали собственно резать. Расскажу немного о технике.
Гравюра на картоне — это одна из самых простых техник печатной графики, обладающая при этом большой выразительностью. Она является частью техники, называемой коллаграфией, от слова «коллаж». Техника эта очень разнообразна по материалам и возможностям, вы вольны наклеить на жёсткую основу любые материалы, лишь бы они не были большой толщины, иначе не пройдут в станок. Обычно в ход идёт бумага, ткань, картон, полиэтилен, сетка, разные мелкие предметы. Потом на получившийся объёмный коллаж валиком накатывается краска (в нашем случае линогравюрная или масляная), и всё это отпечатывается на бумаге с помощью офортного станка. Результатом таких опытов обычно становятся очень разнообразные по фактурам, но зачастую совершенно случайные вещи. Нашей же задачей была осмысленная работа на конкретный результат.

Мы использовали два подхода к гравюре на картоне — однослойный, когда из одного листа вырезалось всё, что должно было остаться белым и многослойный, когда целые части существа или его детали наклеивались на основу новым уровнем. Первый вариант даёт оттиск, похожий на линогравюру — ровная чёрная заливка с чёткими краями, второй же более разнообразен и более характерен для гравюры на картоне — вокруг каждого нового слоя возникает светлый ореол непропечатанной бумаги. Таким образом можно выделить деталь или изобразить форму в ракурсе, глубину, что было особенно важно для нашего задания.

В этой технике очень много зависит о материала — какова толщина картона (чем толще, тем шире белый ореол вокруг нового слоя), ровный он или фактурный, используется один тип картона или несколько. Все эти мелочи изучаются путём проб и ошибок, пока не находится оптимальный для конкретной задачи вариант. Мне эта техника очень нравится своей непосредственностью — что вырезал/нарвал/наклеил, то и отпечаталось, со всеми непредсказуемыми несовершенствами. Это близко к живому рисованию или работе с аппликацией.

Получилось много интересного.

Аня:







Геля:



Игорь:







Ксения:









Марина:













Наташа:



Оля (тут получилась целая история):











Другая Оля:





Пряша (тоже целая притча):









Таня:



Полина:







Юля:






И мой зверь, за компанию:



Tags: гравюра на картоне, коллаграфия, композиция, методика, обучение, печатная графика, учебная группа Дмитрия Горелышева l
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments