Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in kruzhokskorogorisunka.ru,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
kruzhokskorogorisunka.ru

Про воображаемый пейзаж. Второй виток



Трудное и важное задание для группы по воскресениям.

Дано: Три занятия в мастерской без какой-либо натуры.
Задача: Придумать местность и нарисовать с неё пейзаж.


Уже второй год перед началом пленэрных занятий в городе я даю группе задание по воображаемому пейзажу. Для меня это важный этап вхождения в тему, когда самого пейзажа ещё нет, но о нём уже нужно думать, воспринимать его ясными объективными категориями, а не идти на поводу у сиюминутного любопытства («ой, какая там в окне киса, надо срочно нарисовать этот дом, срочно!»). Задание нужно для понимания основных этапов работы над композицией в пейзаже, правильному отношению к выбору материалов для своей задачи, к выбору ракурса и детали.

В прошлом году это задание было менее объёмным, больший упор там был на итоговые рисунки. В этот раз подготовительных этапов разработки стало больше, а сами работы — глубже. В прошлом году мы говорили преимущественно о формальных качествах пейзажа — рельеф, состояние, глубина, освещение. Мы как бы тестировали инструменты, которые потом использовались при рисовании с натуры. В этот раз во всех работах есть ещё и содержание, отношение автора к этой местности. Это уже законченная осмысленная серия, а не просто набор упражнений.

1. Начинали все с текстового описания придуманной местности — что это, где это, какое оно, какое время года, состояние. Чем подробнее было описание, тем интереснее потом рисовать, есть на что опереться. Именно в качестве текста коренятся все качества будущих рисунков.
2. Далее — карта местности, объективное изображение того, что мы собираемся рисовать. На ней разрабатывался рельеф ландшафта, его особенности, главные ориентиры. Пока без привязки к композиции итоговых пейзажей — местность как таковая.
3. После этого на карте были выбраны конкретные точки, которые наиболее ёмко и ярко описывают нашу местность. Для каждой точки мы рисовали несколько эскизов, на которых определялся нужный уровень линии горизонта, очерёдность изображения объектов, степень детализации планов.
4. Когда в эскизах наступила ясность, пришёл черёд выбора техники и выполнения чистовых работ — минимум три разных вида местности. Использовано множество техник — карандаши, тушь, масляная пастель, аппликация и даже гравюра на дереве.

А вот что получилось в итоге. Всё, что вы видите тут — полностью придумано.
Работы всех авторов расположены поэтапно.

Аня:

«Североамериканская тайга, система озер, окруженных лесом и горами, с впадающими в них мелкими и крупными речушками, с порогами и водопадами. Как в одном из любимых в детстве романе Фенимора Купера, по озерам дрейфует плавучий охотничий домик, в прибрежных зарослях шныряют индейские пироги, в чаще живут медведи».























Игорь:

«Зима. Небольшое село где-то на пологих берегах Волги. Поля, лес рядом. Небогатые деревянные дома, хозяйственные постройки, деревянная же церковь.
В окрестностях идут боевые действия, и село подверглось артиллерийскому обстрелу. Войск здесь не было, только местные жители. Был ли это злой умысел или чья-то глупость — неизвестно.
Обстрел был недолгим, недавно прекратился. Все люди попрятались, кроме одного любопытного паренька, глазами которого мы и наблюдаем сию картину».






















Марина:

«Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лед. Макондо было тогда небольшим селением с двумя десятками хижин, выстроенных из глины и бамбука на берегу реки, которая мчала свои прозрачные воды по ложу из белых отполированных камней, огромных, как доисторические яйца. Мир был еще таким новым, что многие вещи не имели названия и на них приходилось показывать пальцем.
Хосе Аркадио Буэндиа совершенно не знал географии округи. Ему было известно только, что на востоке возвышается неприступный горный хребет, а за ним находится старинный город Риоача, где в давние времена - по рассказам его деда, первого Аурелиано Буэндиа, - сэр Фрэнсис Дрейк развлекался стрельбой из пушек по кайманам; убитых животных по его приказанию латали, набивали соломой и отправляли королеве Елизавете. В молодости Хосе Аркадио Буэндиа и другие мужчины - все со своими женами, детьми, домашними животными и разным скарбом - перебрались через этот хребет, надеясь выйти к морю, но, проблуждав два года и два месяца, отказались от своего намерения и, чтобы не возвращаться назад, основали селение Макондо.

Эскизы - про переход, предпринятый основателями, про дом, постепенно растущий, и стареющий, про огромный каштан, закрывающий патио, про город, движущийся от древней реки в долину, про банановую плантацию, поглотившую все. Заключительный аккорд - скрытое за хребтом море, найденное Урсулой, и Хосе Аркадио, спящий в гамаке на галерее».
































Наташа:

«Это завод на морском побережье, далеко от города. Когда-то там делали крабовые консервы, а сейчас завод заброшен. Из города туда ведет одноколейка. По ней ходил паровоз с несколькими вагонами: он привозил тару и увозил консервы, а теперь стоит на территории завода и никуда не идет. Бетонные плиты покрошились, арматура торчит, под ногами - битое стекло. Одуванчики цветут, двор порос лопухом, крапивой и каким-то кустом без названия. Солнце светит целый день. Туда никто не доходит, кроме пьяниц и детей. Пьяницы идут по рельсам, а дети - по краю берега, и они никогда не встречаются. Там нет даже собак и всегда тихо».





















Оля:



















Другая Оля:

«Где-то в холодном, но приветливом крае, высоко в горах, расположен город N. Почти круглый год там лежит снег. Все же в городе идет бойкая торговля - грузы доставляют по реке и в сказочных летательных аппаратах».











Света:

«Провинциальный поселок, основанный неподалеку от угольной шахты. Ранней весной, когда листьев на деревьях еще нет, а трава едва проклюнулась, во дворах частных домов зацветают яблони, и поселок окутан бело-розовой дымкой.
Время течет неспешно. На период школьных каникул поселок оживляется.
Из местных достопримечательностей - церковь и памятник Ленину. На маленькой станции ненадолго останавливаются пассажирские поезда.
Поселок окружают просторные поля. Есть действующий коровник».
















Таня:

«Ну значит так, у меня был такой пейзаж: солнечное, засушливое место с тёплым климатом, зимой + 20 не менее, рядом с океаном. Городок с двухэтажными домами и большими виллами, расположенными отдельно в зажиточном районе. Вся жизнь сосредоточена на пляже, рядом с которым есть мелкие кафе. Люди там общаются, приходят заниматься спортом, загорают. Передвигаются в основном на машинах. На пляжах всегда полно места. Из растительности преобладают пальмы и газон».

















Юля:

«Высокий старый маяк раньше был главным в городе и дарил свет, спасая корабли, до тех пор пока город не застроили огромными домами-небоскребами —
их видно теперь дальше. Но маяк продолжают любить прохожие, гуляющие по набережной, и корабли, по инерции и памяти плывущие к нему. В этом городе
обычно тепло и солнечно, но иногда случаются дожди, теплые дожди».

















Хочу сказать, что для меня результаты этого задания по силе и глубине сравнимы, пожалуй, только с авторской книгой. Я очень доволен тем, что получилось, это совершенно живые вещи.
Tags: методика, обучение, пейзаж, рисунки, учебная группа Дмитрия Горелышева l
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments